Гильдия издателей 21 октября 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Запчасти Форд Транзит (14.10.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
16.03.2017
Нехватку печатной продукции в глубинке обсудили на расширенном заседании Общественной палаты Коми
Источник: ИА БНК
Его инициатором стала член палаты Нина Новикова, усомнившаяся, что в каждом уголке республики можно купить газету. Покритиковав нынешнюю прессу и «буржуазные кодексы» жителей Усинска, общественники сошлись на том, что для решения проблемы необходимы «концепция и рабочая группа», создать которые можно лишь по «какой-то политической воле».

Общественники не помогли Нине Новиковой отыскать газетные киоски в Коми. Фото Виктора Бобыря

Изначально для обсуждения была заявлена тема «Как купить газету в глубинке?», но в результате решили взять шире и поговорить о распространении в сельской местности печатной продукции вообще, включая книги. Представителей СМИ среди участников дискуссии было негусто, так что о практических вопросах реализации газет и журналов в глубинке рассказывать пришлось Григорию Хатанзейскому (газета «Коми му» и журнал «Чушканзi») и Нине Новиковой (журнал «Арт»), а гендиректор типографии Анна Чуракова поделилась своими соображениями насчет продажи книг.

Традиционная перекличка перед началом общения прошла с накладками: председатель палаты Галина Киселева, озвучивая список участников, обнаружила там сразу трех Спичаков – одного Александра и двух Григориев, а также две Елены Щербины. После того, как разобрались, кто здесь реальный человек, а кто – опечатка, выяснилось, что часть заявленных участников заседания на него не пришла. Зато в разговоре пожелали участвовать другие люди, оказавшиеся в это время в Общественной палате.

Нина Новикова, которая выступила модератором встречи, напомнила присутствующим, что право на получении информации закреплено в Конституции, а в сельских районах печатное слово занимает в этом смысле особое место. Далее она привела результаты исследований, местных и всероссийских, демонстрирующих, что с доступностью газет и журналов дела обстоят не радужно. Рейтинг от российской Ассоциации распространителей печатной прессы строился исходя из числа точек продажи прессы на количество жителей. Коми в нем на 60 месте из 85. В республике на 8 645 человек приходится один киоск. Москва, при этом, оказалась на 63 месте, а соседствующая с нами Кировская область – на 69. В аутсайдерах – Чечня и Ингушетия, где на киоск приходится по 19,3 тысячи жителей, а также Чукотка, где исследователи киосков с прессой вообще не обнаружили. Самая благополучная ситуация в Калининградской области – один киоск на 2 523 жителя, в первой пятерке также Челябинская область, Марий Эл, Пермский край и Липецкая область.

По федеральным нормативам, в городах соотношение киосков и жителей должно составлять 1 к 1500, в районах на одну точку продаж должно приходиться не менее 2 500 человек, а в населенных пунктах численностью до 50 тысяч человек – один киоск на 4 000 человек.

В начале года Общественная палата тоже провела подобное исследование в Коми и его результаты почему-то оказались сильно отличны от тех, что привела Ассоциация. Местные исследователи путем опроса муниципальных властей вывели соотношение одна точка продаж на 2 370 человек. Нина Новикова, однако, признала, что достоверным этот результат вряд ли можно считать: не секрет, что в республике множество населенных пунктов, где не то, что киоска с прессой, даже почтового отделения, где можно купить газету, нет.

- К нам часто обращаются сельские читатели, спрашивают, где купить нашу газету. Раньше хоть на почте получали, а сейчас многие отделения закрыты, - подтвердил Григорий Хатанзейский. – Ижма – райцентр, и то там киоск стоит закрытый уже 15 лет, хорошо хоть почта есть. Надо, наверное, разработать такой план, чтобы открывать новые торговые точки, но для этого нам нужна помощь руководства региона.

Если очень хочется читать любимую газету, на нее можно и подписаться, но доставка, по словам Нины Новиковой и Григория Хатанзейского, увеличивает цену издания вдвое-втрое.

Вспомнив, что решено обсуждать еще и продажу в глубинке книг местных авторов, участники заседания переключились на этот сегмент, причем выступали они противоречиво. Анна Чуракова уверяла, что при выездной торговле на селе, на ярмарках или при помощи музеев издания уходят влет. Стало быть – они востребованы. Григорий Спичак ссылался на интернет-форум писателей-фантастов, на который он заглянул накануне – там сетовали на катастрофическое падение объемов продаж печатных книг. Попутно Григорий Спичак покритиковал Усинск, где по его словам, «всегда было плохо с точками продаж печатной продукции».

- Усинск никогда не отличался интересом к прессе. Усинск не интегрирован в культурное поле республики. Они сами по себе такие буржуа, живут со своими кодексами, - рассуждал общественник, он же писатель и журналист.

После это Григорий Спичак перешел к практическим советам по увеличению популярности печатной прессы в Коми: надо устроить ей клубную поддержку, как в Англии или Сербии. Обсуждать газетные статьи в коллективах, как это было в 1970-е годы, чтобы тот, кто не читал, из этого коллектива психологически выпадал. А еще можно воспользоваться опытом аптек: сейчас в глубинке реализацию препаратов иногда доверяют социальным работникам. Значит, и для газет нужно создать сетку таких вот доверенных лиц.

- Почему бы наших сильно уставших общественников в районах не напрячь? А газеты пусть взамен рассказывают об их общественных инициативах, - развивал тему Григорий Спичак.

Идея создать такую дилерскую сеть пришлась многим участникам встречи по душе, и ее даже внесли в итоговую резолюцию. Но тут забеспокоилась руководитель потенциальных дилеров – председатель республиканского Совета ветеранов Людмила Жукова, которая заявила, что она согласна помочь с распространением печатной прессы по деревням и селам, даже гужевой транспорт найдет, но при условии, что газеты и журналы там ветеранам будут не продавать, а раздавать просто так.

- А молодежи это не надо, она и так в интернете все прочитает, - пояснила Людмила Жукова, а заодно попросила возобновить печать «Красного знамени» и «Молодежи Севера».

- Давайте поездим по районам, поговорим с ветеранами, предпринимателями местными, может они согласятся помочь реализовать книги и газеты, - предложила член Общественной палаты Валентина Кулимова. – И административный ресурс тоже надо применить, чтобы поговорили с бизнесом.

Тут слово взяла Ольга Беляева, пенсионерка из сыктывдинской деревни Сёйты, активная общественница.

- Я – глубинка! – гордо представилась она. – Раньше у нас в каждом доме вот такие пачки газет были! А сейчас десять человек «Трибуну» читают и один «Нашу жизнь». Правда, если в «Нашей жизни» про меня написано, ее все читают. А так «Трибуну», а там сейчас всё про убийства, да про кого зарезали. Вот, что нам интересно – подсели уже на это, как на наркотик. Где «Крестьянка», хочу вас спросить? Где «Работница»? А их не выписывают, потому что там нет рекламы для крестьян. Была реклама, помад, да как губы красить, а нашим крестьянкам и работницам это не нужно.

Раскритиковав прессу, которая ныне стала совсем не та, общественница, тем не менее, заявила, что в местном продуктовом магазине надо бы сделать полку с газетами и журналами, а то почту привозят раз в неделю.

- Нам нужна концепция, которая бы все объединила. Нужно создать рабочую группу, которая создаст эту концепцию, - выдал идею главный редактор журнала «Арт» Павел Лимеров.

- Чтобы создать группу для создания концепции, нужна какая-то политическая воля, - вздохнула руководитель этого же журнала Нина Новикова.

- Очень много институтов должно быть в этом задействовано, - подтвердил эксперт палаты Владимир Теребихин.

В итоге участники встречи вспомнили о предстоящем медиафоруме и решили, что поднятые вопросы надо обсудить и там. Кроме уже упомянутой идеи создания дилерской сети, в резолюцию внесли рекомендацию местным властям устанавливать льготные ставки на аренду киосков прессы, а также проработать с предпринимателями вопрос продажи печатной продукции в продуктовых магазинах.


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика