Гильдия издателей 23 авгуcта 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Задержание Кристелев Алексей (22.07.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
17.03.2017
Фейки завели прессу в тупик. Проблему фейковых новостей обсудили на SXSW
Источник: Газета.Ru
Проблема распространения в СМИ и социальных сетях фейковых новостей все еще остается актуальной для зарубежных журналистов. Несмотря на многочисленные обсуждения, проблема лежит глубже, чем просто публикация сомнительных постов в Facebook, которые легко подхватываются публикой. Почему Snapchat чище соцсети Цукерберга, существует ли «правдометр», о чем плачут журналисты и как фейки связаны с психологией?

Весомой частью интерактивного направления фестиваля South by Southwest (SXSW) стало обсуждение проблемы распространения так называемых фейковых новостей. В разные дни мероприятия эту тему затрагивали журналисты The New York Times, Washington Post, Slate, Huffington Post, Vox, Associated Press (AP) и других ведущих американских медиа.

При этом в целом сотрудники изданий выглядели не как эксперты, знающие, что нужно делать, а как участники клуба анонимных фейкофобов, решивших публично поделиться о наболевшем с другими жертвами лживых новостей.

Слова, звучащие со сцены SXSW от представителей прессы, только лишний подтверждают, что смятение и непонимание мира постправды, в котором правят такие президенты, как Дональд Трамп, сохраняется и спустя несколько месяцев после американских выборов.

По данным Pew Research, большинство американцев уверены в том, что они в состоянии распознать фейк. В то же время интернет с его богатством социальных сетей демонстрирует, что зачастую читатели ошибаются.

Рациональную и практичную составляющую во все эти слезные дискуссии добавляли только представители проектов, занимающихся фактчекингом.

Энджи Дробник Холан, возглавляющая организацию Politifact, продемонстрировала «Правдометр» ( Truth-O-Meter) — площадку, на которой проверяются заявления американских политиков и общественников. К слову, сайт появился еще задолго до гонки Дональда Трампа и Хиллари Клинтон.

Сама эксперт констатирует, что СМИ теряют людей, которые умеют отсекать лживую информацию от правдивой. Особенно болезненным моментом является публикация фейков в Facebook. Читатели, как указывает Холан, видят заголовок и ссылку, которой кто-то поделился в ленте, не проверяя источник происхождения этой информации.

О роли России в пропаганде

В свою очередь руководитель бизнес-отделения AP Том Янушевски обратил внимание, что истерия вокруг выдуманных инфоповодов затрагивает как раз-таки Facebook, в то время как в популярном в США коммуникационном сервисе Snapchat этой проблемы нет. Новостной контент в нем распространяют лишь проверенные медиакомпании — Le Monde, Times, Vox, Mashable и другие.

Недостаток Facebook же заключается в том, что пользователи не смотрят на бренд издания, материалы которого появились в ленте социальной сети.

Свою градацию фейков представила научный руководитель другого фактчек-проекта — First Draft — Клэр Вардл. В ее организации полагают, что к причинам распространения дезинформации относятся некачественная журналистика, пропаганда, политическое влияние, личная выгода и даже шутки. Последние по наивности, граничащей с глупостью, были приняты аудиторией за правду.

Говоря же о пропаганде, Вардл сообщила, что First Draft «следит за ролью России» в этом направлении, намекая, по всей видимости, на российские СМИ, действующие за рубежом.

Проект выделяет и семь видов той информации, которую принято считать фейковыми новостями. В частности, это бессвязность между заголовком, изображением и содержанием материала (часто это встречается в случаях с кликбейктом. — «Газета.Ru»); фразы и ситуации, вырванные из контекста; манипуляция данными с целью обмана; пародии; новости специально вводящие в заблуждение; подражание подлинным источникам; полностью сфабрикованный контент.

Сама Вардл призывает издания объединяться для борьбы с фейками в профессиональные сообщества. По ее словам, участвующие в First Draft СМИ перепроверяют друг друга.

Опровергнуть и написать заново

Мощный фактчекинговый проект развернули и в AP. Сотрудники издания пишут материалы, опровергающие ту или иную ложь, активно распространяющуюся в Facebook.

Редактор социальных сетей Эрик Карвин признался, что изначально AP игнорировало фейковые новости, считая, что любая попытка опровергнуть ложь будет воспринята как попытка оправдания самого издания. Но когда проблема стала серьезной и обсуждаемой журналисты решили делать контрповествования, донося их до читателя через разные интернет-платформы. Для этого AP сотрудничает с фактчекинговыми организациями и Facebook. В том случае если пользователь решит поделиться фейковой новостью, которую отработали в издании, то появится предупреждение, что информация была проверена AP и признана сомнительной.

Тем не менее доцент кафедры психологии и развития человека Университета Вандербильта Лиза Фазио уверена, что недостаточно просто помечать неправдивую информацию. Проблема лежит гораздо глубже — в когнитивной области и поведении самих людей.

Согласно исследованиям ее организации, мозг быстро усваивает информацию, продемонстрированную несколько раз.

«Когда мы оспариваем фейковые новости, это осложняет ситуацию, так как мы повторяем эти заголовки и укореняем их в памяти людей еще больше», — подчеркивает Фазио. По ее мнению, необходимо заменять фейковую историю подлинной, как бы заново переписывая ее в головах читателей.

Так или иначе все участники панелей пришли к выводу, что их миссией является предоставление качественного и проверенного контента и одновременно с этим воспитание своих читателей, сделав фактчекинг частью их жизни. Возможно, к этому как раз относилось взращивание критического мышления, но данное словосочетание со сцены ни разу не прозвучало.

Действительно важные вопросы

Но есть и хорошие новости. Те журналисты, которые вышли за рамки противостояния с Трампом, сконцентрировались на распространении контента с использованием новых технологических средств. Это видео 360 градусов на страницах в Facebook и каналах YouTube, как дальнейшее развитие этого направления — виртуальная реальность (VR), нейронные сети, искусственный интеллект и, конечно же, наличие GIF-анимаций в материалах. Отметим, что «Газета.Ru» давно уже снабжает свои заметки подобными картинками.

В подобных секциях SXSW тоже не обошлось без острых дискуссий. К ним относились этичность использования вертикальных видео и правильное произношение слова «GIF» — «джиф» или все же «гиф»?

Мария Лацинская (Остин)


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
FIPP World: Haymarket's diversification; How Seventeen engages teens; NYT in-depth travel mag; Mag covers in the Trump era; and more
FIPP World: The value of print; Meredith's licensing strategy; AJ+ video tips; and more
INMA: Latest news events in the world media July 22-31
INMA: Latest news events in the world media June 18-30
EMMA: Latest News 4.07 - 18.07.2017
EMMA: Latest News 24.05 - 28.06.2017

Карта сайта

Яндекс.Метрика