Гильдия издателей 25 февраля 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
08.02.2018
Потребительская кооперация в журналистике
Источник: "Журналист"

Чего только не бывает на свете. Берлинская газета Tageszeitung, в простонародье taz, еще в 1992 году создала потребительский кооператив, то есть кооперативное предприятие, состоящее из читателей. Члены кооператива покупали акцию, которая давала им право заседать на собраниях членов кооператива раз в год, во многом символическое. Там они решали вопросы о пенсиях для сотрудников редакции и о закупке нового оборудования. Но в редакционную политику они вмешиваться не могли.

Участие в потребительской кооперации было идеологическим — кооператоры хотели поддержать альтернативный источник информации. То есть продукт, который потребляют члены кооператива, — само существование издания и представленность их общественно-политических интересов. И только потом уже контент.

В цифровые времена задача сохранилась, хотя форматы изменились. Сегодня taz имеет 17000 (!) членов кооператива, платящих 500 € в год. Причем эта плата за участие в кооперативе даже не обеспечивает их подпиской на печатную версию — надо подписываться отдельно. Еще 50 тысяч человек подписаны на печатную версию и доступ к цифровой. Наконец, еще 10 тысяч человек поддерживают газету добровольными платежами по методе «плати по желанию».

Поразительным образом предприятие работает и оно финансовое устойчиво. Возможно, секрет заключается в социальном предпринимательстве — идея газеты как кооператива сводится к тому, что те, кто могут оплачивать журналистику, платят в том числе за тех, кто не может оплачивать подписку.

Для этого существует трехуровневая система частных пожертвований, в которой люди участвуют сообразно их финансовым возможностям. Соответственно, те, у кого больше денег, чувствуют большую ответственность и платят больше за журналистику. Это только жертвователи, не говоря уже о членах кооператива, то есть постоянных символических владельцах газеты. Таким образом, немцы не просто переизобрели британскую модель membership, они в некотором роде создали ее гораздо раньше и именно в формате потребительской кооперации.

В результате такая тройная схема финансирования — разнокалиберные пожертвования, подписка на печатную версию с особым цифровым доступом и членство в кооперативе — позволяют делать контент бесплатным в интернете, что напоминает модель Guardian, только под другим соусом.

Берлинская газета пошла даже дальше в плане создания финансовой инфраструктуры. В 2016 году они выиграли грант Google и создали специальное финансовое приложение, позволяющее платить пожертвования, подписные и кооперативные взносы в обход банков. Идея заключалась в том, чтобы избежать участия третьей стороны, которая выступает посредником и берет за это проценты. В результате по принципу open source был создан специальный платежный портал. который принадлежит самому кооперативу. Для газеты наличие собственной системы приема платежей за издание означает дополнительный канал общения и помогает сформировать замкнутую экосистему общения с читателями, в которой очень высок уровень лояльности.

В общем, если у британцев это клуб, то у немцев это кооператив. В России уже есть специализированные издания, живущие на пожертвования читателей и спонсоров, но построить устойчивые модели для местных газет по схеме membership или «плати по желанию» пока не удавалось. Возможно, редакции еще не очень верят в своих читателей и видят в органах власти более надежный источник финансирования.

Андрей Мирошниченко, медиаэксперт


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
Axel Springer's Dr. Andreas Wiele on how to win as a digital publisher
Industry leaders on Google's new AMP Stories; advertising and brand safety; Wired editor-in-chief; and more
INMA: Latest news events in the world media 11 October - 10 December
INMA: Latest news events in the world media 21 August - 11 September
EMMA: Latest News 29.09 - 29.10.2017
EMMA: Latest News 10.08 - 11.09.2017

Карта сайта

Яндекс.Метрика