Гильдия издателей 17 июля 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
15.06.2018
Чем живет пресса Луганской Народной Республики
Череда политических кризисов, симптоматичных для нашего времени, обусловила развитие в мире альтернативных моделей СМИ. Их описания нет в классической тетради У. Шрамма. Исключительность свойств затрудняет и приобщение их к известным новейшим моделям журналистики. Между тем, непризнанные (либо частично признанные) государства уже по несколько лет живут по собственно сконструированным медиасценариям.

В Луганской Народной Республике своя пресса существует с военного 2014 года, а День журналиста в этом году официально отметили уже в третий раз.

По статистике

Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций ЛНР, сегодня в Республике зарегистрировано 33 печатных издания. Большая часть из них — это общественно-политические газеты, средний тираж которых составляет от 5 000 до 25 000 тысяч экземпляров. Попытки запустить выпуск качественных журналов пока не увенчались успехом. Исключение составляют детские познавательные («Сканворденок», «Санька в стране сказок», «Фабрика загадок») и специализированные журналы, а также рекламно-информационный глянцевый журнал «MY CITY», который распространяется нерегулярно, преимущественно, в местах отдыха и развлечений.

В короткой истории становления республиканской прессы примечателен выход в 2016 году нескольких номеров детского познавательно-развлекательного журнала «Вежливые человечки». Издатели, взяв за основу концепцию некогда популярного всесоюзного детского журнала «Веселые человечки», собственный журнал решили сделать средством воспитания политического сознания. Так, на страницах республиканского издания появились гротескные герои украинского майдана — Большой Свин, Жадный Кролик и Гадкий Турчин, бесчинства которых исправляет Папа Путин. С помощью нового вида сказки — политической, авторы расставили нравственные акценты, метафорично разграничив территорию Добра и Зла.

Спорить о достоинствах и недостатках неформатного издания излишне: он появился на злобу дня и, по большому счету, был реализацией информационного запроса родителей, воспитывающих детей в условиях военного времени.

По содержанию

Большинство республиканских газет сохранили признаки советской прессы. Это чувствуется в названиях («Стахановское знамя», «Труд горняка»), функциях (превалирует информационно-пропагандистская), жанровых предпочтениях (отчеты, корреспонденции, официальные обращения). Только год назад из-за экономических трудностей многие районные газеты смогли выйти в цветном формате.

Вместе с тем, камерность общественной жизни и вынужденная внешнеполитическая изоляция обусловили появление в печатных СМИ Республики «иммунитетных» жанров. Это возродившиеся политические фельетоны, постоянными героями которых выступают украинские и европейские политики. Шаржи и карикатуры на них, а также креатив авторов «войны слов» востребованы среди аудитории читателей.

Неопределенность геополитического статуса республик Донбасса и внимание его жителей к оценкам других государств предопределили выбор международных обозрений в качестве ключевого газетного жанра. Примечательно, что их авторами нередко выступают приглашенные известные политологи, культурологи и общественные деятели.

 Ожидаема популярность сравнительной аналитики, где сопоставляются законодательные и экономические инициативы в Республике и в Украине, Европе.

Кроме того, в газетах распространены комментарии, интервью с госслужащими, так как постоянно изменяются принципы регулирования практически всех сфер общественной жизни.

По духу

В 2014 году управлять местными редакциями из-за дефицита кадров пришлось людям, как правило, не имеющим журналистского образования и практики. По словам главредов (вчерашних статистов, экономистов, технологов, учителей), ими руководили чувство привязанности к своей земле и вера в людей, с которыми живешь. Для многих газета стала голосом протестного оптимизма, резонирующим фейкам возросшей информационной войны.

Привлекал, конечно, и творческий ореол профессии: тот, кто в юности писал стихи либо составлял песенные куплеты, теперь смог соединить работу и творчество.

Так, в «Казачьем вестнике» (г. Стаханов) для читателей Республики с двумя академическими театрами выходит авторская колонка Татьяны Дремовой «Культурная среда». Главред, кстати, сама участвует в театральных постановках  Луганского академического русского драматического театра имени П. Луспекаева.

В «Информационном вестнике» (г. Кировск) появляются филигранные, глубоко волнующие эссе. Они о детях улицы. Об одиноких стариках. О брошенных животных.  

Практически каждая редакция посвятила страницу портретным очеркам. В них — трагические и героические, простые и сложные, светлые и печальные судьбы военных, защищающих свою семью, свой край…

Возможно, такой симбиоз старого и нового в «журналистике непризнанных» — результат пока еще формирующейся системы СМИ.

Но, возможно также, что это выразительный манифест трансформации пошатнувшейся ценностной картины мира людей, воспринимающих действительность уже по-другому.

Алена Дроздова, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций ЛНУ имени Тараса Шевченко


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика