СОЮЗ ИЗДАТЕЛЕЙ 23 октября 2017
 


О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Запчасти Форд Транзит (14.10.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
31.07.2013
Дорожная карта для издательского дела: как она рисовалась, что это такое и чего ждать дальше

О том, что деловой климат для развития издательской отрасли в России не слишком благоприятен, а в последние годы и даже месяцы ухудшается, издатели твердить не устают. Но от слов дела лучше не становятся и проблемы не решаются. У самого же издательского сообщества, если понимать под ним всю издательскую цепочку от производителей и продавцов бумаги до полиграфистов и распространителей, до самого последнего времени руки не доходили до того, чтобы выступить с единой позицией по «больным» вопросам. Причем выступить не только с рекомендациями о том, что нужно делать, но и с предложениями, как делать. Иными словами, какие изменения, в какие конкретные законы и другие нормативные акты и в какие сроки следует внести с тем, чтобы улучшить экономические условия существования отрасли, учитывая при этом и интересы государства.

Недавно такой документ появился. Он называется "План мероприятий (дорожная карта) "Улучшение предпринимательского климата в сфере издания печатной продукции".

Разработан и одобрен межотраслевой рабочей группой представителей общественных организаций издателей и распространителей печатной продукции, полиграфистов, производителей бумаги и книжной продукции. Инициатором и координатором процесса стала Гильдия издателей периодической печати.

О том, какие проблемы отрасли призвана решить Дорожная карта, как шла работа над ней и что будет дальше, рассказывает президент ГИПП Сергей Моисеев в беседе с главным редактором журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine» Алексеем Панкиным.

Сергей Николаевич, в чем главная особенность данного документа?

Сергей Моисеев: Наша дорожная карта – это единый документ для всей отрасли, не только для издателей. В этом его абсолютное новшество. То есть положительное решение по любому из пунктов этой дорожной карты, относится ли он собственно к издателям печатной продукции, или к полиграфистам, или к распространителям, должно вызвать тот или иной кумулятивный экономический эффект для всей отрасли. А в ней, как известно, работают сотни тысяч человек.

Правильно ли я понимаю, что речь идет не о пакете взаимоувязанных мер, а скорее о наборе, где каждый пункт самодостаточен и не обязательно связан с другими?

С. Моисеев: Да, как разработчики мы считаем, что решение любого из десяти пунктов послужит улучшению экономической ситуации у всех участников рынка. Повлияет на кого-то непосредственно, на кого-то косвенно. Условно говоря, улучшится жизнь у издателей – и прибавится работы у полиграфистов, распространителей. И так – с каждым звеном.

Мы постарались подойти именно так к ситуации. И получили на выходе документ, под которым стоят подписи всех самых крупных и авторитетных общественных организаций, представляющих все сегменты участников рынка печатной продукции. Перечислю их: Комиссия по поддержке средств массовой информации Общественной палаты РФ; Альянс руководителей региональных СМИ России; Российский книжный союз; Альянс независимых региональных издателей; Межрегиональная ассоциация полиграфистов; Ассоциация распространителей печатной продукции; «Союз столичных издателей»; Содружество бумажных оптовиков; и, разумеется, ГИПП, которая весь это процесс координировала.

Я помню как на состоявшемся в апреле годовом собрании ГИПП зам.руководителя Роспечати Владимир Григорьев буквально вопиял к собравшимся: вы, мол, красиво жалуетесь, пишете прекрасную публицистику, призывая власть вам помочь. Напишите же, наконец, деловую бумагу, в которой по пунктам будут изложены ваши пожелания и каких конкретных действий вы ждете от власти… То есть, в каком-то смысле дорожная карта – это не только инициатива снизу, но социальный заказ сверху?

С. Моисеев: Да, регулирующему органу такой документ не менее необходим, чем нам. В каком-то смысле, верхи не могут, потому что низы не хотят.

Так вот, чтобы «верхи смогли»,им нужно понимать, что делать. Смысл этой дорожной карты и для нас, и для власти исполнительной и законодательной заключается в том, что мы, наконец, говорим, что необходимо изменить, чтобы с отраслью произошло что-то позитивное.

Мы даем власти программу конкретных действий по конкретным пунктам и с контрольными сроками. Таких пунктов 10. В дальнейшем готовы участвовать в разработке соответствующих законодательных актов, нормативных документов.

Как шла работа над документом?

С. Моисеев: Основная сложность была в том, что документ готовился большим количеством общественных организаций. У всех были и какие-то особые интересы, и часто несовпадающие графики.

Началось все с общей установочной встречи, на которой были обозначены задачи. Оказалось, что у многих присутствовавших уже были наработки. Позже все представили свои предложения. ГИПП свел их вместе. Выяснилось, что в каком разрезе наш рынок ни возьми – скажем, издатели центральные или региональные, распространители или полиграфисты, процентов на 80% все предложения совпадали. Получилась огромная таблица пунктов на 50.

После чего уже на рабочем совещании мы прошли по всему списки, вычленили из него 8 приоритетных моментов, которые затем совместно доработали до полной готовности. После чего книжники подали одно дополнение. И добавился пункт по закону о рекламе относительно ответственности за недобросовестную рекламу БАДов.

Процесс не был простым. Присутствовали и эмоции, и понятная «ведомственная» заинтересованность, ведь у всех есть своя рыночная специфика. Если по каким-то вопросам позиции сторон входили в противоречие, этот вопрос тут же снимался с рассмотрения.

В конечном счете документ получился очень сбалансированным. Во всех заседаниях участвовали все подписанты; Дорожная карта был принята не голосованием, а консенсусом. Ни один пункт не вызывает ни у кого возражений, а то, что касается конкретно того или иного звена, их устраивает.

Теперь давайте коротко обо всех пунктах.

С. Моисеев: Как я уже говорил, речь идет в основном о тех мерах, принятия которых сообщество добивалось давно с переменным успехом.

Итак:

  1. Поднятие норм необлагаемого налогами списания тиражей с нынешних 10 до 20%
  2. Сохранение до 2018 года тарифов страховых взносов на уровне 2014 года. При нынешнем порядке предполагается их ежегодное поэтапное повышение.
  3. Распространение льготного НДС на все без исключения звенья издательской цепочки, включая рекламную деятельность.
  4. Распространение режима ЕНВД на всех розничных распространителей независимо от числа работающих в компаниях.
  5. Фиксирование 5% таможенного тарифа на импорт некоторых видов легко мелованных бумаг и картонов.
  6. Разработка методики определения размеров субсидирования затрат на подписку для «Почты России».
  7. Рекомендации от имени президента России по нормативам количества объектов розничной торговли на душу населения в населенных пунктах разной численности; по льготным ставкам аренды для них; и по расширению номенклатуры реализуемых товаров и услуг.
  8. Выработка единых условий и регламента на всей территории РФ по предоставлению мест для торговых точек издательской продукцией
  9. Внесение изменений в техрегламент Таможенного союза относительно требований к производству печатной продукции для детей и подростков.
  10. Освобождение издателей от ответственности за содержание рекламы биологически активных добавок.

Повторюсь, что это не исчерпывающий перечень всех проблем издательской индустрии, а минимально необходимый набор мер, принятие которых позволит нам не бороться за выживание, а развиваться в интересах десятка миллионов читателей России.

Есть ли экономическое обоснование ваших предложений?

С. Моисеев: Из 10 пунктов шесть – это организационные мероприятия, которые не только не требуют государственных расходов, но и позволят повысить пополняемость бюджетов.

Четыре пункта это, действительно, некоторые финансовые льготы, хотя и не очень значительные. Если прямое поступление налогов в бюджет и сократится, то не сильно. Но за счет увеличения рынка, повышения тиражей, создания или сохранения рабочих мест государство только выиграет.

А что касается конкретных подсчетов, то они есть по списанию тиражей. С остальными же надо сперва понять, какие из представленных нами пунктов будут восприняты как руководство к действию, и тогда уже по ним будем делать конкретные рассчеты.

Я вижу, что Дорожная карта не предполагает государственной поддержки отрасли

С. Моисеев: Бесспорно, это то, чего мы все бы хотели, и подобные предложения звучали на разных этапах обсуждения: разработать такую-то госпрограмму, реанимировать закон о господдержке СМИ. Но остановились на том, что в нашей дорожной карте никаких мер, предполагающих финансирование из бюджета, не будет. Некорректно в нынешней экономической ситуации брать деньги из бюджета. Разумнее стимулировать рост отрасли за счет сохранения некоторых уже имеющихся льгот. В конечном счете, это окупится и для государства, и двинет вперед развитие отрасли.

Какие дальнейшие действия вы собираетесь предпринять, что Дорожная карта стала реальным маршрутом движения к развитию отрасли?

С. Моисеев: Начнем с рабочего совещания в Минкомсвязи. Эта инстанция обладает правом законодательной инициативы. Именно она станет фокусом наших усилий. И, конечно, нам понадобится помощь всего сообщества, чтобы донести представление о социальной значимости нашей инициативы не только до власти, но и до общества.

Алексей Панкин



РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:
 

































Карта сайта

Яндекс.Метрика