Гильдия издателей периодической печати 16 декабря 2017
 


О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Преимущества расклейки рекламного материала в подъездах (14.11.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
31.03.2017
Владимир Прудников: «Текст для нас первичен!»
Источник: ГК ИНФРА-М
Как создать крупный издательский холдинг, каковы тенденции развития современного образовательного процесса, кто или что главнее – автор или его рукопись, нужна ли поддержка государства и как выжить издательствам в это непростое время? На эти и другие вопросы ответил Владимир Прудников, основатель и главный редактор группы компании «ИНФРА-М», которая в этом году отмечает 25-летний юбилей.

- Владимир Михайлович, с чего всё начиналось? Как появилась идея создания издательства? Почему именно в научной сфере?

- Всё началось тогда, когда в 1980-е гг. я работал в одном из оборонных НИИ в качестве научного сотрудника. Моя деятельность предполагала выпуск методических рекомендаций, методик и указаний, связанных как раз с экономическим функционированием оборонной промышленности, и именно в эти годы начались существенные изменения в экономике страны. Появились кооперативы, первые предприниматели, да и государственные предприятия оказались в такой ситуации, когда им необходимо было кардинальным образом меняться. Вот тут и пригодились наши рекомендации, на основе которых мы стали выпускать брошюры, методички, книги и соответственно пытались их реализовывать. Рамки государственного предприятия, да ещё в сфере «оборонки», к сожалению, не позволяли развиваться в этом направлении. В конечном счёте тяга к развитию сделала своё дело, и я принял судьбоносное решение покинуть НИИ. В 1992 г. была зарегистрирована компания «ИНФРА-М», которую мы создали с Вадимом Дмитриевичем Синянским: мы познакомились с ним ещё во время работы в НИИ и начали совместно трудиться в издательской сфере в конце 1980-х.

- Какие проблемы Вы испытывали в начале пути? И с чем приходится сталкиваться сейчас?

- Будем смотреть правде в глаза: трудности имелись во всех сферах, так как ни у кого не было элементарного опыта предпринимательской деятельности. Поэтому делали всё, исходя из каких-то своих собственных представлений, как говорится методом проб и ошибок. Но как потом уже выяснилось, глобальных ошибок нам, к счастью, удалось избежать, и компания демонстрировала плавный органический рост. Этому в определённой степени способствовал тот небольшой опыт, который был приобретён в НИИ, хотя он и был совсем поверхностным. Издательство выросло не мгновенно — благодаря менеджерам с опытом, инвестициям. Нет, мы всё создавали собственными силами, постепенно, а текущие проблемы решали по мере их появления.

- В группу компаний входит издательство Aсademius Publishing. Для чего оно было организовывано?

- В связи с тем что наши государственные органы ориентируют науку на интернационализацию, возникла потребность в выходе отечественных авторов на зарубежные рынки. Необходимо отметить, что мы имеем опыт выведения произведений наших авторов на зарубежные рынки ещё с середины 1990-х. Правда, он был крайне негативным. Что могли предложить в то время наши авторы в области менеджмента или экономики, если первые годы мы просто пытались понять, что такое рынок, и учились по западным учебникам? Поэтому материалы наших учёных, мягко говоря, не вызывали какого-то ажиотажа. Прошли годы, появился опыт, есть достижения в отдельных областях, но тем не менее отношение практически не изменилось. И у нас появилась идея создания специализированного издательства, с тем чтобы попытаться напрямую работать на рынке не только США, но и других англоязычных стран для продвижения наших авторов за рубежом.

- Вы работаете со всеми ведущими вузами страны. Как менялись заказчики, их требования и авторы на протяжении четверти века?

- В 1990-е требовался не столько широкий ассортимент, сколько большие тиражи. Дисциплин было немного, пере¬водилось большое количество зарубежных изданий. Книги покупали в очень большом количестве (с позиции сегодняшнего дня), потому что все хотели изучать и знать всё. Да и у вузов требование в принципе было одно: дайте нам больше экземпляров. И не было Интернета, по крайней мере такого, какой он сейчас. На сегодняшний день ситуация поменялась кардинальным образом. По сути дела, сейчас речь идёт об огромной ассортиментной линейке, но при этом «глубина закупки» — один — три экземпляра. Это совершенно другая идеология работы издательства, где на первый план выходят вопросы, связанные с экономикой каждого издания, борьбой с издержками, продвижением книг.

Серьёзно поменялись авторы: новое поколение мыслит по-другому, пишет иначе, а задача редактора прежняя: сделать всё, чтобы за вышедшую книгу не надо было краснеть ни издательству, ни автору.

- «ИНФРА-М» выпускает 35 периодических журналов. Многие закрывают данный вид деятельности из-за падения спроса и высоких затрат. Зачем это нужно компании?

- Не могу сказать, что наши журналы убыточны. Они работают на общий комплекс услуг, предоставляемых издательством. В первую очередь они необходимы нашим авторам как один из каналов донесения их позиции до научного сообщества. Работая с нашим издательством, автор имеет возможность сразу выпустить учебник, монографию и статью. И не просто опубликовать; это теперь не проблема, а сделать это максимально эффективно для своей научно-педагогической деятельности.

Публикация за собственные деньги в неизвестно каком издательстве, кроме самого факта публикации, ничего не принесёт, ибо весь тираж это так называемое издательство передаёт автору. Книги он может раздать друзьям, коллегам в пределах своего вуза, родственникам, но магазины с распростёртыми объятиями таких авторов точно не ждут. Цель издания книги состоит в том, чтобы донести её до возможно большего числа читателей, в её цитировании, представленности в максимальном количестве библиометрических баз, в том числе зарубежных, в магазинах, вузах. Именно этим и занимаются издательства, входящие в нашу группу, — публикацией статей, монографий, учебников, присвоением DOI для размещения в международной базе CrossRef, размещением в РИНЦ, публикацией в сетевых журналах рецензий по вышедшим монографиям, обзорами выходящих журналов и многим другим из того, что так или иначе служит продвижению авторов и результатов их творчества в научном сообществе.

- Как-то уж очень гладко всё получается! Есть ли гарантия, что все перечисленные меры выполняются?

- А здесь всё просто! Мы издаём за свои средства, поэтому вынуждены заниматься продвижением. Мы должны сделать всё, чтобы тиражи продавались и были дополнительные выпуски, чтобы зарабатывать на книгах и журналах. Вывод отсюда однозначный: мы прилагаем максимальные усилия по продвижению автора, его произведений, вуза, в котором он работает, способствуем повышению индекса Хирша как автора, так и вуза.

- По какому принципу происходит отбор авторов? Есть какие-то критерии?

- Отбираются в большей степени не авторы, а рукописи. Нас интересует прежде всего текст. Если работа, скажем, академика никуда не годится, то мы не будем его публиковать только потому, что он академик. Хотя, конечно, мы стремимся, чтобы в нашем издательстве публиковались известные авторы, учёные и преподаватели. Но приоритет в любом случае качество текста рукописи.

- Когда интереснее было работать: сейчас, когда рынок состоялся, или на этапе его формирования?

- Думаю, что сейчас, ведь буквально за пять — семь лет произошли серьёзные изменения. Меняется ментальность издателей, приходится заниматься инновационными проектами, думать над тем, в каких формах подавать контент. Огромный ассортимент книг заставляет размышлять над вопросами, связанными с управлением редакционным процессом. Появляются новые потребности у вузов, преподавателей, учёных, студентов, и мы стремимся их удовлетворить. Однако инновации могут привести к деградации издательского рынка, по крайней мере в сегменте учебной и научной литературы. У нас резко отрицательное отношение к различного рода самопубликационным сервисам, так как для развлекательной литературы они приемлемы, но для учебной и научной — недопустимы. Привожу всегда один, может быть и неубедительный, довод: а как вам понравится попасть на операционный стол к хирургу, который обучался по такому самиздату, или сесть в самолёт, который проектировали, строили и пилотируют такие бывшие ученики? Профессионализм в любой сфере человеческой деятельности определяется компетентностью учителей, преподавателей и той литературой, которую они рекомендуют для изучения.

К сожалению, желание сэкономить, и в первую очередь на комплектовании учебной литературой, в последние годы захлестнуло сферу высшего образования. Последние новации Минобрнауки России, принятые Государственной Думой изменения в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре» больно ударят сначала по издателям, а спустя некоторое время и по всем остальным именно потому, что непрофессионализм всё более будет «править бал». Но «история учит тому, что ничему не учит», и, увы, нам ещё раз придётся осознать данный факт спустя некоторое время. Однако новые вызовы заставляют думать и действовать, чем мы всегда занимались и будем заниматься.

- Нужна ли государственная поддержка издателям? А главное, в чём она должна выражаться?

- «Если не желаете кормить чужую армию, кормите свою» — знаменитая фраза известного деятеля универсальна, наверное, для любой сферы. Я не призываю просить денег у государства; главное, чтобы были нормальные правила игры, понимание регулятором тех условий, в которых находятся издатели. Каждому хотелось бы, чтобы его слышали, — у меня стойкое впечатление, что издателей не слышат, по крайней мере последний год.

- Спасибо и удачи в реализации проектов и планов!


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика