Назад

«Эта неэтичная практика неприемлема и заслуживает осуждения в любой стране». Президент Всемирной газетной ассоциации ставит диагноз российской прессе

Выступая в Кремле в присутствии президента России на церемонии открытия ежегодного конгресса Всемирной газетной ассоциации, президент WAN Гэвин О`Рейли, не ограничился перечислением того, что и так все знают: государственный контроль над телевидением, скупка госкомпаниями газет, самоцензура. Он дал оценку и самой отечественной прессы.

Сегодня в России по-прежнему широко распространена «продажа» новостного пространства и влияния политикам и бизнесменам. Эта неэтичная практика… неприемлема и заслуживает осуждения в любой стране… Нужно признать, что большинство российских газетных компаний до сих пор страдает от дефицита профессионализма…» 

Услышав такое, я на месте президента России отложил бы в сторону заготовленную речь и  ответил бы примерно так:
«Я глубоко признателен г-ну О`Рейли за слова, которые, прозвучи они из моих уст, были бы восприняты как очередное свидетельство давления государства на свободную прессу. Российские политики и редакторы могли бы проиллюстрировать их сотнями и тысячами примеров. Приведу один, из времен моего предшественника, описанный в книге бывшего кремлевского корреспондента Елены Трегубовой. «Дружественному телеканалу ОРТ… заказывается какая-нибудь передача про то, какой Чубайс злобный кровопийца и взяточник, и как его ненавидит народ, и как он вредит всенародной любви к президенту. А потом Таня (дочь президента – прим. авт.) в нужный момент включает папе телевизор, и все…». Таким же образом работало и НТВ Гусинского. А друзья Чубайса, чтобы противостоять этому, купили себе «Комсомольскую правду» и «Известия».

Это была независимая пресса, делавшаяся для одного единственного читателя и зрителя. Работа для этой аудитории приносила власть и деньги. Когда в кресле главного телезрителя оказался я и попросил НТВ выплатить проценты по государственным льготным кредитам, это телевидение обанкротилось. Вы назвали меня за это врагом свободной прессы. Вы это считаете свободной прессой? Значит, и у вас так же?

Вы говорите о дефиците профессионализма. Но ведь за 15 лет рыночных реформ можно было воспитать не одно, а три поколения профессиональных медиаменеджеров. Только зачем, если и в столице, и в регионах всегда можно придти к политику или бизнесмену и сказать: дай денег и мы прославим тебя до небес и уничтожим твоих врагов. И политики и бизнесмены, как удавы, загипнотизированные кроликами, бросают на это сотни миллионов. Хотя такой прессе давно никто не верит.

Вы упрекаете меня в том, что лояльные государству корпорации скупают СМИ. Да если я сегодня отдам приказ прекратить все формы внерыночного субсидирования прессы, то завтра десятки тысяч ваших русских коллег останутся без работы. Мы просто выдаем им скрытое пособие по безработице…»

Если бы Путин выступил с подобной речью, то, уверен, полторы тысячи лучших умов газетной отрасли из 110 стран мира отложили бы в сторону все остальные дела и три дня обсуждали, как помочь ему избавиться от такой «свободной прессы» и создать на ее месте другую, честную.

К сожалению, президент пошел проторенной дорожкой, заявив, что у него "другая информация".

И все равно важно, что О`Рейли в своем выступлении протянул руку солидарности не всей вообще русской прессе, а лишь ее независимой части. Которая, если говорить о газетах, насчитывает где-то порядка пятидесяти издательских домов на всю Россию, на долю которых приходится, дай бог, если пара сотен из 13 с лишним тысяч российских газет. Откровение президента WAN внушает надежду на то, что и остальное мировое медиасообщество, наконец,  обратит внимание на наши настоящие проблемы.

Алексей Панкин, независимый журналист и медиа-аналитик

Читайте также

все новости