В конце каждого года мой журнал "СРЕDА" задает лидерам медиасообщества -
руководителям московских и региональных медиакомпаний, профессиональных
ассоциаций, одни и те же вопросы:
1. Каковы, на ваш взгляд,
самые главные (хорошие и плохие) события прошедшего года (в экономике, политике,
общестенной жизни) - по отношению к СМИ? Почему именно они? Как вы почувствовали
это на своем деле? 2. На что вы надеетесь и чего опасаетесь в новом году?
Вот
несколько ожиданий будущего, высказанных в конце прошлого, 2001 г.
Юрий
Федутинов
, генеральный директор ЗАО "Эхо Москвы": "Что же касается наступающего
года, то могу сказать, что все худшее свершится. У тех СМИ, которые на деле
таковыми не являются, все будет в порядке, а настоящие будут иметь проблемы. В
самое ближайшее время вы сами все увидите".
Виктор Шкулев , тогдашний
президент Гильдии издателей периодической печати, руководитель ИД "Интер Медиа
групп": "Пока я не вижу серьезных предпосылок для того, чтобы 2002 год был
плохим".
Суждения четкие, определенные и полярные.
С каким же
настроением провожает российская пресса год 2002 и встречает 2003?
Амбивалентность - так бы я оценил эти настроения. Хуже не стало, а вот стало
лучше ли? Дадим слово нескольким из руководителей.
Евгений Скляров , главный
редактор газеты "Молва" (г. Владимир): "Главное событие - это практически
отсутствие каких-либо событий. Единственное исключение - это всплеск вокруг
"Норд-Оста". Вопросы к СМИ возникли, но так ли их надо решать, как было
предложено? Впрочем, президент наложил же вето…"
Юрий Пургин , генеральный
директор ИД "Алтапресс" (Барнаул), вице-президент Ассоциации независимых
региональных издателей: "Главное хорошее событие года - это конференция
"Индустрия СМИ: направления реформ", состоявшаяся летом этого года. Я думаю, это
был очень позитивный шаг. Однако это же событие является для прошедшего года и
самым плохим. Главным образом, за счет своего результата. То есть,
непредставленности и неучастия региональных СМИ в деятельности созданного
в рамках конференции Индустриального комитета. По замыслу, он должен был
объединить СМИ России, а объединил только узкий круг. Это главная
беда"
Анатолий Лысенко , президент Международной академии телевидения и
радиовещания: "Плохие, как для страны в целом, так и для СМИ в частности -
события, связанные с "Норд-Остом". Почему они плохие для страны - это и так
понятно, а вот для СМИ эти события плохи потому, что они показали: наша пресса
перестала быть профессиональной. Хорошие, как это дико не звучит, - те же самые
события. Да, мы осознали, что наша пресса перестала быть профессиональной, но мы
осознали и то, что с этим надо что-то делать. И есть надежда, что что-то сделать
удастся"
В будущем многих лидеров медиасообщества пугает наступление
избирательного сезона. Хоть какая-то наметившаяся положительная динамика, с
точки зрения медиареформы, превращения СМИ в нормальный, социально ответственный
бизнес, может быть обращена вспять возрастанием политическим ставок. С одной
стороны, у власть имущих прибавится стимулов еще больше ограничивать свободу
прессы. С другой стороны, опять в полную мощь могут заработать внеэкономические
факторы, "черный нал", которым традиционно оплачиваются кампании.
Манана Асламазян
, генеральный директор АНО "Интерньюс": "Надеюсь на то, что средства
массовой информации станут больше зарабатывать, и, в то же время, делать свой
бизнес более прозрачным и более строго следовать принципам своей профессии.
Опасаюсь того, что все будет ровно наоборот"
Парадоксальность - вот, пожалуй,
что объединяет суждения представителей медиасообщества, работающих в разных
сферах и разделенных тысячами километров. В одних и тех же событиях они видят и
возможности, и опасности, надеются на лучшее, но не исключают и худшего.
Есть лишь один сектор, демонстрирующий в этом году, как, впрочем, и в
прошлом, безоговорочный оптимизм.
Вадим Желнин , генеральный директор
Ассоциации рекламодателей: "С точки зрения рекламного сообщества, это был очень
хороший год. Рекламный рынок растет высокими темпами. Отрицательных событий -
практически никаких. Надеюсь, что экономический, а вместе с ним и рекламный рост
продолжатся. И не вижу никаких причин, по которым эта надежда выглядела бы
необоснованной".
Алексей Панкин
The Moscow Times, 17.12.02