В Армении говорят: “Если в Москве меняется погода, то через несколько дней
она изменится и в Ереване”. Если не понимать это выражение буквально, то,
действительно, можно констатировать, что большинство политических и
экономических процессов, происходивших в последнее десятилетие в России, с
отставанием от года до трех лет повторялось и в других постсоветских
государствах, по крайней мере, в тех из них, что расположены в Европе (без
Прибалтики). Поэтому, понимая российскую специфику, было можно предвидеть, в
каком направлении будут развиваться и другие страны. Точно также
повторялась и российская динамика развития средств массовой информации. По
преимуществу они развивались как таран различных политико-экономических
группировок, призванный обеспечить своим явным и скрытым хозяевам доступ к
власти, а, значит, и к ресурсам. Именно за это их ценили и хорошо финансировали,
в основном из-под полы.
Оказавшись на прошлой неделе в Армении, стране, за последние четыре
месяца пережившей поочередно президентские и парламентские выборы, я столкнулся
с некими новыми процессами, которые, возможно, могут повториться и в России в
ближайший электоральный сезон.
Мало кто в Армении доволен положением дел в стране. Тем не менее,
переизбрание на новый срок президента Роберта Кочаряна чуть не до самого начала
избирательной кампании считалось делом предрешенным: не было альтернативы.
Кочарян оказался чуть ли не единственным скептиком в этом отношении и за год до
выборов начал методично устанавливать контроль над телевидением. (В
Армении сейчас действует порядка десятка каналов, пользующихся влиянием.)
Газеты его почти не интересовали и здесь плюрализм сохранялся. Так что, на
первый взгляд, он оказался подготовленным к неожиданному появлению реальной
альтернативы самому себе. Его главный противник – Степан Демирчян, сын
очень популярного в Армении еще с советских времен бывшего первого секретаря ЦК
компартии Карена Демирчяна, сумел сфокусировать на себе все оппозиционные
настроения и все оппозиционные силы. У него появились реальные шансы на победу
на выборах.
Именно тут и было задействовано по полной программе контролируемое
телевидение. Кочарян, как свидетельствуют наблюдатели, во время
президентской кампании доминировал на экранах, появляясь во всяких выигрышных
ракурсах чуть ли не с утра до вечера. Массированная телевизионная атака на
избирателя, однако, мало помогла президенту. Ему помог административный
ресурс. Вы найдете сегодня немного армян, которые не считали бы, что, в конечном
счете, переизбрание Кочаряну в марте этого года обеспечил вовсе не контроль над
телевидением, а контроль над избирательными участками.
И это обстоятельство привело к довольно любопытным метаморфозам во время
парламентских выборов, завершившихся 25 мая.
Вот особенность, которую отметили наблюдатели: перенос акцента в ведении
кампании с медиа на иные инструменты, и, прежде всего, попытка использовать
административный ресурс. Упрощая, можно сказать, что на покупку мест в
избирательных комиссиях и на разные формы прямой работы с избирателями
денег тратилось больше, чем на политическую рекламу. Снизилась и стоимость
кампании в целом. Если на выборах 1999 года неофициальная цена места в
парламенте составляла 300-400 тыс. долларов, то в этот раз – не более 200
тыс. Связывают это с тем, что распределение собственности в Армении в
основном завершено и, следовательно, доступ к власти упал в цене. Иначе говоря,
по сравнению с прошлыми годами, армянская пресса заработала на выборах хуже, чем
бывало.
Интересно и то, что, переизбравшись президентом, Кочарян в каком-то
смысле потерял интерес к политике. Его устраивала любая комбинация провластных
партий в парламенте, равно как и представленность в нем оппозиции. Поэтому он
предоставил телевидению освещать кампанию по собственному усмотрению. Усмотрение
оказалось разумным.
Ереванский пресс-клуб, общественная организация, ведшая мониторинг
освещения прессой парламентской избирательной кампании, отметил, что
Общественное телевидение – самое влиятельное в Армении – обеспечило
сбалансированное и объективное освещение всех партий, что составило яркий
контраст с тем, как оно себя вело на выборах президентских.
Итак, в Армении явная переоценка в отношениях СМИ и политики.
Дойдет ли изменение погоды в Ереване до Москвы?
Алексей Панкин
The Moscow Times,
03.06.03