Назад

COVID-19: урок сторителлинга

COVID-19: урок сторителлинга

Когда речь о заходит о таких фундаментальных проблемах современной новостной индустрии, как доверие и всеобщий доступ к медийным ресурсам, важно помнить, что журналистика существует для граждан. В этом уверен Шириш Кулкарни, журналист-фрилансер британского Бюро журналистских расследований.

«Журналист служит гражданскому обществу, и это надо иметь в виду на всех этапах работы. И, конечно, это особенно важно во время пандемии, – с такими словами Кулкарни обратился к делегатам международного саммита WAN-IFRA Science in the Newsroom. – В разгар подобного кризиса журналистика становится экстренной службой. Пандемия – чрезвычайная ситуация не только в сфере здравоохранения, но и в сфере обмена информацией, и мы, журналисты, оказываемся на передовой и должны быть готовы действовать ответственно, как того требует ситуация».

Он вспомнил, с какой досадой в начале прошлого года наблюдал, как газеты по всему миру гордо озвучивали цифры статистики своих онлайн-ресурсов. «Новости – не развлекательное шоу. Каждый клик, новый посетитель и просмотр – все равно что звонок в службу экстренной помощи. Пользователи искали информацию или просили о помощи, а мы относились к кликам и просмотрам как к способу монетизации. Думаю, то, что случилось с тех пор, стало важным уроком», – сказал Кулкарни, ссылаясь на недавний отчет Института изучения журналистики Reuters. Согласно отчету, в Великобритании после начала пандемии резко сократилась вовлеченность аудитории, и общество стало доверять медиакомпаниям еще меньше.

Сейчас издателям необходимо задуматься о принципах своей работы, чтобы производить контент, который будет близок и актуален для людей и вернет доверие к медиа. Кулкарни, досконально освоив сторителлинг на практике и побеседовав с журналистами и представителями общественности, предложил обратить внимание на семь ключевых пунктов.

Контент

Прежде всего стоит задаться вопросом: дает ли ваш контент полную и информативную картину событий, помогает ли читателям или зрителям понять, что происходит в мире?

«Мы привыкли инстинктивно выбирать острые политические сюжеты, но текущую пандемию можно гораздо лучше осмыслить с точки зрения науки, а не политики», – отметил Кулкарни, добавив, что, согласно еще одному недавнему отчету Института Reuters, публика считает местных политиков основным источником дезинформации в медиа. «Их комментарии по каждому поводу на самом деле не нужны, так почему мы продолжаем их использовать? Нам стоит пересмотреть свои привычки и чаще обращаться к действительно авторитетным источникам – врачам, медсестрам и ученым», – сказал он.

Контекст

Медиа, публикующие только «молнии» и постоянно обновляющие список самых важных заголовков, делают новости непонятными для читателей, лишенными контекста. Разобраться и проанализировать их можно, только если каждый час и каждый день следить за обновлениями.

К этому добавляется еще и проблема разделения журналистских специализаций. «Обозреватели в сферах здоровья, бизнеса и экономики готовят свои статьи независимо друг от друга и в большинстве случаев конкурируют за внимание аудитории. Это одна из причин, по которой мы пришли к ложной дихотомии между экономикой с одной стороны и человеческими жертвами – с другой, – отметил Кулкарни. – Коронавирус одновременно влияет и на здравоохранение, и на бизнес с экономикой, поэтому следует рассматривать проблему во всем разнообразии ее проявлений, а не создавать искусственные разграничения».

Обратная связь

Освещая события, важно дать людям почувствовать, что они причастны к происходящему, а не просто пассивно потребляют контент.

«Мы должны сделать так, чтобы в нашем сторителлинге у людей было право голоса, чтобы они могли быть не только жертвами обстоятельств, но и инициаторами решения проблем», – сказал он. Любопытство – один из факторов эволюционного развития человечества, и журналистам стоит это учитывать.

Интонация

Большинство СМИ продолжают использовать устаревший и стереотипный язык общения с аудиторией. По данным Института изучения журналистики Reuters, только 16% респондентов считают интонации новостных медиа уместными.

«Язык, которым мы пользуемся, во многом состоит из газетных штампов пятидесятилетней давности, механически перенесенных либо на страницы современных изданий, которые сильно изменились с тех пор, либо на телеэкраны, то есть в принципиально иной вид медиа. Это абсурдно», – сказал Кулкарни.

Разнообразие

«Суть инновационных практик сторителлинга – не рассказывать истории по-другому или в другом формате, но рассказывать другие истории, – подчеркнул Кулкарни. – И этого не случится без внимания к точкам зрения, отличающихся от ваших, и их осмысления. Это касается множества вещей – гендера, расы, инвалидности, сексуальности».

Например, исследования и взгляды мужчин-ученых традиционно считаются заслуживающими больше внимания, нежели работы их коллег-женщин, что отразилось и в журналистике. И это должно измениться, если мы хотим, чтобы медиа вызывали доверие публики и давали адекватную картину разнообразия позиций по тем или иным вопросам.

Прозрачность

Здесь речь снова идет о недостатке доверия. Журналисты должны ясно говорить о том, что именно они освещают и откуда берут информацию, а также открыто признавать, если каких-то сведений не хватает. Когда авторы статей не пишут об этом прямо, читатели склонны самостоятельно искать недостающие звенья и находить теории заговора там, где их нет.

Нарративы

Есть история, но как именно мы ее расскажем? «Универсальная потребность в создании связных историй заложена в человеческом мышлении на фундаментальном уровне, – сказал Кулкарни. – И самые разные культуры используют их как своего рода виртуальный симулятор самой жизни. Истории учат нас, как вести себя в мире, готовят к предстоящим трудностям и в конечном счете показывают, как можно сделать нашу жизнь лучше».

Возможно, пришло время отказаться от «перевернутой пирамиды» – обычной схемы сторителлинга. Чтобы новости вызывали отклик аудитории, они должны удовлетворять ее потребность в истории как последовательной связи событий.

В значительной мере этого можно достичь, отказавшись от перевернутой пирамиды в пользу линейного изложения. «Когда мы имеем дело со сложными сюжетами, где понимание зависит от полноты контекста и доступа к релевантной информации, эта старая техника не годится. Проблема с заголовками и подводками в том, что они никогда не раскрывают содержание истории и не задают контекст», – заявил Кулкарни. В итоге читатель будет только бегло просматривать текст или даже пропускать все, кроме заголовка и вводного абзаца.

Кроме того, вместо постоянного поиска угла подачи лучше сосредоточиться на том, чтобы доходчиво сообщить аудитории факты. Людей редко интересуют «углы», гораздо больше им нужна четкая информация.

В заключение Кулкарни отметил, что новостная индустрия должна помогать аудитории ориентироваться в мире – рассказывать, что происходит вокруг и как это затронет читателей, а также давать пространство для осмысленного взаимодействия с медиа. В итоге журналистика должна помочь людям сформулировать точку зрения, которая соответствует их личным и социальным интересам и потребностям.

Элизабет Шилпа, корреспондент WAN-IFRA

Фото: thebureauinvestigates.com

Материал опубликован в февральском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости