Важнейшая особенность нашей печатной российской прессы состоит в том, что она читательская. В основе такой прессы лежит диалог с читателем, контакты с читателем, взаимодействие с читателем, обмен мнениями – и эту связь не утратили региональные издания. Конечно, можно различные требования предъявлять к уровню творчества, к тематике, даже к мастерству, но этот диалог, этот разговор с читателем является главным стержнем каждой районной, каждой областной, каждой городской газеты.
Прежде всего, утратила это доверие федеральная печать. Если посмотреть на те газеты, которые по тиражам занимают первый ряд, как, скажем, «Труд», «Известия», «Коммерсант» – там, в этих регионах, их всего по 2-3 тысячи приходится на все население каждого субъекта РФ. И это в лучшем случае. А так: 700-800, максимум – тысяча.
А как же центральные газеты, которые выходят с местными вкладками?
Газеты, работающие сегодня по сетевому принципу, – это уже далеко не центральные газеты с местными вкладками. Теперь это уже самостоятельные местные газеты. Теперь «Комсомольская правда» – уже не одна, которая в Москве выходит, а их, «Комсомольских правд», на всю страну сегодня уже где-то 72 штуки. «Московских комсомольцев» – где-то 65.
От так называемых федеральных газет остался только громкий бренд, объединяющий десятки местных региональных изданий, в числе которых – московский «родоначальник».
Куда же в итоге придет центральная пресса с такими настроениями?
Центральная пресса, надо думать, пока что идет к очень серьезному кризису, практически – к умиранию. Если уж мы затронули эту тему, то наше информационное пространство очень серьезно сегодня деформировано. И абсолютнейшую роль, главенствующую заняло телевидение, а пресса отошла на последнее место. С точки зрения аналитики – серьезного анализа экономики, политики, культуры, науки – никогда телевидение не может преобладать над прессой. Потому что серьезный анализ, выводы дает только печать. Их нельзя уловить на ток-шоу.
А нет никакой аналогии с развитием медиарынка в развитых странах, на Западе? Там СМИ тоже такой кризис переживали?
У них таких перепадов нет. Мы зачастую говорим, что сначала радио, потом телевизор, теперь еще интернет – съели печать. Но вот вам интересная деталь. Есть данные прошлого года по ведущим странам мира, где особенно развит интернет: Япония, Норвегия, Финляндия, Южная Корея. Они имеют показатель по объему периодической печати на тысячу населения – 800-900. Понимаете, печать там занимает первое место. Интернет ничего там не съел!
В России пресса, журналистика утратила во многих случаях свое лицо. И превратилась во что-то вроде рекламных материалов. Во многих случаях содержание сегодня такое: откровенный ширпотреб и пиар. Пиар, как мы можем наблюдать на многочисленных примерах нашей центральной прессы, погубил журналистику. Нет публицистики, нет серьезных аналитических материалов.
И это опять бьет по читательскому доверию?
Читать такую прессу становится все менее интересно. Возьмите ту же «Комсомолку» – она движется по пути чистой информатики, облегченности материалов, заигрывания с читателями путем публикации в основном развлекательных материалов. Чисто популистская, мелкосенсационная газета, занимающаяся развязыванием разных сплетен и слухов. То есть, мигрирует по пути к газете «Жизнь». Это сегодня общая проблема качества прессы.