Президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), генеральный директор ИД «Аргументы и факты», прокомментировал внесение деятельности в области СМИ и производства печатной продукции в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
«Включение в перечень пострадавших отраслей – серьезный шанс выжить огромному количеству предприятий отрасли.
Помощь и поддержка в виде отсрочки по налогам, аренде, льготного кредитования и т. д. даст возможность использовать сократившиеся поступления от рекламы и тиража на основную деятельность и выплату зарплат. СМИ сейчас, за редким исключением, не сокращают штат и продолжают выполнять в полном объеме все функции.
Эта мера поддержки не влияет на падение рекламы или тиражей, но точно дает время, чтобы рынки восстановились, а СМИ в этом периоде восстановления продолжали работу на 100% своих возможностей и запросов аудитории, которая резким ростом потребления контента именно традиционных СМИ в период пандемии подтвердила высочайший уровень доверия. Появилась надежда, что восстановление издательского рынка пойдет быстрее, а это, в свою очередь, даст оптимизм и смежным отраслям, а также рекламодателям, которые получат понимание аудиторных возможностей СМИ.
Крайне важной будет помощь региональным малым издателям – там, где существует преимущественно розничная модель издательского бизнеса или сильно упали рекламные возможности на небольших локальных рынках.
Из ожиданий иных возможных мер поддержки – либерализация рекламного рынка. Эта мера важна в период выхода отрасли из кризиса. Именно она может позволить медиакомпаниям привлекать средства собственными силами, без обращения за дополнительной поддержкой к государству. К примеру, существует ряд исследований, которые доказывают, что нет связи рекламы алкоголя с количеством людей, страдающих от алкогольной зависимости. Можно ввести послабления для рецептурных препаратов, табака, алкоголя с ограниченным сроком действия – на два-три года с последующим возвращением ограничений по мере стабилизации ситуации в отрасли. Действовать исключениями в кризисной ситуации. Это позволит дать СМИ не только «рыбу», но и «удочку» – поможет самостоятельно зарабатывать и быстрее восстановить утерянные позиции.
Еще одна потенциальная возможность – государственная программа информационной поддержки мер по выходу из кризиса, которую готовит Правительство РФ. В этом случае СМИ могли бы получить работу, которая была бы крайне полезна государству и бизнесу. Аналогичную программу стоит ввести также и по реализации национальных проектов: уровень информированности населения в этой области оставляет желать лучшего.
Безусловно, если не сейчас, то когда еще помогать печатным СМИ снижением подписных цен через предоставление субсидий или иных источников Почте России или, к примеру, расширением ассортимента киосковой розницы, что позволит поддержать рентабельность киосков как необходимого канала продаж прессы».
Материал опубликован в июньском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»
Все материалы свежего номера читайте здесь