В чём сила подкастов и какие подводные камни есть в аудионише? Этот материал создан командой медиапремии Апостол совместно с экспертами рынка, которые делятся мнениями, цифрами, кейсами, трендами в рамках большой подкаст-темы, а в конце вас ждёт гайд топ-советов по созданию действительно качественного аудиопродукта, который оценят не только слушатели, но и жюри премии Апостол.
P.S. Апостол — первая премия для медиа и бренд-медиа, в которой оцениваются диджитал-проекты, в том числе и подкасты.
Подкасты стали отдельным каналом коммуникации благодаря непрекращающейся работе подкастов-энтузиастов, и большому кредиту доверия со стороны брендов-первопроходцев, доказавших их коммерческую эффективность.
Для брендов подкасты могут быть эффективным инструментом маркетинга и коммуникации, уверен Антон Маслов, руководитель рабочей группы АРИР по подкастам и основатель подкаст-компании «Гласно Медиа». Они могут использоваться для установления лояльности клиентов, укрепления имиджа бренда, повышения осведомленности о продукте или услуге, обучения аудитории и создания сообщества.
Антон Маслов: «Одной из причин эффективности подкастов является то, что они позволяют брендам достичь более глубокого взаимодействия с аудиторией, чем это возможно с помощью других каналов коммуникации, таких как социальные сети или блоги. Это связано с тем, что подкасты предоставляют слушателям возможность услышать голос бренда, его мысли и идеи, а также узнать больше о культуре и ценностях компании».
Действительно, в сегменте подкастов начинают формироваться определенные тенденции, а отношение пользователей к аудиоконтенту меняется год от года, причём в положительную сторону. Недавно коллеги из «Лайфхакера» поделились с индустрией свежим исследованием аудитории подкастов в России. Кирилл Краснов, руководитель отдела подкастов «Лайфхакера», отмечает интересные наблюдения, сравнивая результаты нового исследования и прошлогоднего:
Переходим от теории к практике — в этом разделе узнаем:
Антон Маслов рассказал об основных целях, которые могут быть поставлены при использовании рекламы в подкастах.
Макс Волынсков, независимый продюсер аудио контента, ведущий подкастов, куратор sound-лаборатории студии Толк и программы «Молодые Взрослые» в ГЭС-2, считает, что подкаст может иметь совершенно абстрактную структуру (даже несмотря на общепринятую классику — драматический сценарий). Адаптация под формат аудио идёт за счёт нюансов звукорежиссуры и аккуратного использования саунд-дизайна, за счёт определенного подхода в монтаже. И, конечно же, за счёт специальной подачи ведущего.
Макс Волынсков: «В этом смысле аудио даёт больше свободы для того, чтобы играться с содержанием и придумывать свою вселенную через звуки, голоса и магию редактуры. Но тут есть свои риски — можно перемудрить и быть непонятыми. Во всём нужно соблюдать баланс».
А вот тренды, которые определил Макс:
Мелания Никифорова, редакция «Москвич MAG», выделила наиболее яркие тренды, которые прослеживаются в индустрии:
Кстати, теперь подкасты могут оценить не только прямые слушатели, но и эксперты жюри премии для медиа и бренд-медиа Апостол. Подать на премию можно любой проект, реализованный в диджитал: онлайн-журнал, Телеграм-канал, специальный проект, и даже подкаст. Среди участников уже есть аудио работы — например, подкаст «Люди Севера». О чём проект и почему ребята решили податься? Рассказывает Данил Плеснявый, главный редактор медиа «Люди Севера»:
– «Мы создали подкаст, где собрали истории людей с необычными северными профессиями и увлечениями. Узнали, где учат на костореза. Или каково это — серфить в ледяных водах. Поговорили про вымирающий саамский язык с преподавательницей, которая говорит на нем с рождения, а теперь учит ему детей.
Цель не только нашего подкаста, но и всего медиа — рассказать о чём-то (а точнее о ком-то), что делает Север ещё ярче, интереснее, и показывает его многогранность. Истории наших героев важны, ведь несмотря на все трудности они продолжают заниматься тем, что любят, и жить там, где хотят.
Мы давно считаем «Людей Севера» чем-то большим, чем просто проектом. Это полноценное медиа, которое активно развивается и набирает свою вовлеченную аудиторию».
Данил Плеснявый: «Участие в премии — возможность поделиться той крутой фактурой, которую нам удалось собрать, с коллегами и обменяться полученными знаниями и навыками. Конкурс помогает команде расти в профессиональном плане и узнавать новые практики. И, конечно же, мы хотим услышать обратную связь от рынка, узнать, что мы сделали хорошо, а в чем можем поднажать. Конкурировать с проектами, которые участвуют в Апостоле, — уже быть среди лучших. А если победим — значит точно делаем всё так, и это признали профессионалы. Участие в премиях — это оценка работы большой команды внешними игроками, и значительный нетворкинг в отрасли. Участвуем, чтобы посмотреть на других и показать себя».
Жюри конкурса уже сформировано — в него вошли медиагуру из Тинькофф, Forbes, Яндекса, Aviasales, Independent Media, N+1, Head Hunter, Дзена, «Афиши Daily» и других крупных компаний и издательств.
Одна из медиасудей — Юлия Тонконогова, издатель, генеральный директор Сhips Journal, НЭН, Наши Дети. Юлия рассказала, на что эксперты обращают внимание в первую очередь при оценке аудио работ. У какого подкаста есть шансы заинтересовать жюри и получить высокую оценку? Эксперт выделяет следующие моменты:
В этом разделе собрали советы от каждого из героев этой статьи. Вы можете выделить свой топ, скомпонованный из нескольких мнений, или придерживаться одного единственного взгляда — выбор за вами.
К примеру, выбор формата важен: он будет решать различные задачи брендов при использовании рекламы в подкастах, в зависимости от бизнес-целей и маркетинговых стратегий. Антон Маслов выделил самые популярные, на его взгляд, механики для их достижения:
1. Рекламная вставка. Бренд может разместить рекламу в подкасте в виде прерывания, которое будет играть во время перерывов в эпизодах. Классический и уже понятный рынку формат, который может быть направлен на любую из вышеперечисленных целей. Например, сервис онлайн-психотерапии Ясно отлично использует эту механику для получения прекрасных перформанс-результатов.
2. Генеральное спонсорство подкаста. Бренд может стать спонсором подкаста и получить возможность упоминания своего продукта или услуги в эпизодах. Отличный пример грамотного подхода к спонсорству — компания Selectel, один из ведущих провайдеров облаков и IT-инфраструктуры. Она закупает сезоны больших и популярных шоу на разные темы, детально прорабатывая содержания рекламных рубрик, которые будут одновременно продвигать и компанию, оставаться интересными аудитории. Вы можете услышать примеры этих рубрик в подкастах «Закат империи» или же «Искусство ошибаться».
3. Создание собственного подкаста. Бренд может создать свой собственный подкаст, который будет посвящён его продукту или услуге, и использовать его для привлечения новой аудитории и установления связи с клиентами. Как один из примеров, студия «Гласно» уже несколько лет успешно сотрудничает с Газпромбанком, издавая «Прикладывайте» — лёгкий подкаст про сложные отношения с деньгами. Его бизнес-цели — это повышение финансовой грамотности и маркетинг розничных продуктов банка среди продвинутой и молодой ЦА.
Больше примеров вы можете найти в подкаст-кейсбуке, издаваемом АРИР ежегодно, с лучшими примерами разных рекламных механик.
Макс Волынсков отмечает следующие важные нюансы интересного продукта:
1. В первую очередь сформулируйте идею подкаста, которая может жить больше одного сезона — это самое сложное и важное. Не формат (как?), а именно идею (о чём?). «Если есть время — обязательно прочтите книгу Эрика Ньюзума “Пошумим”. Там вы точно многое поймете про подкасты», — советует Макс.
2. Найдите команду, даже если вы умеете делать всё. Нужен человек, который может редактировать и работать с содержанием. Также важен специалист, который поможет со звуком и сформирует вашу аудио айдентику.
3. Не недооценивайте звук и монтаж. Подкаст должен круто звучать — от голоса до всех элементов звуковой айдентики. Представьте, что ваш подкаст это кино, и вам нужно придумать к нему саундтрек и звуковые эффекты, сформировав свой узнаваемый стиль.
Кирилл Краснов рекомендует обратить внимание на эти нюансы новичкам:
1. Не беритесь за то, в чём сомневаетесь и чем не горите. Профессионализм нарабатывается, а вот любовь к тому, что вы делаете — нет. Если вас самих не интересует, скажем, научпоп или тру-крайм, это будет без души. Слушатели это почуют сразу.
2. Потратьте время на ресёрч. Не поленитесь проверить, а делал ли кто-то нечто подобное до вас. И конечно же изучите подробнее, что нового вы можете привнести в подкастинг. Будьте оригинальными, а не вторичными.
3. Пропишите контент-план. Важно подробно расписать не только будущие выпуски и их содержание, но и периодичность выхода, количество выпусков в сезоне, потенциальные риски, цели и как вы можете их достичь.
4. Позаботьтесь о качественном звуке. Подкасты слушают аудиалы — они очень трепетно относятся к звучанию без посторонних шумов, шорохов, с интересным саунд-дизайном. Приучайте себя к чистоте и относитесь бережно к своим потенциальным слушателям.
5. Режьте беспощадно. Опытным слушателям важен не столько сам аудио-экспириенс, сколько содержание. Думайте, с каким чувством хотите оставить своего слушателя вы, и какие смыслы вам важно до него донести.
Лена Аверьянова сформировала свой список успешного подкаст-кейса:
1. Готовьтесь. Проделывайте не только фактчекерскую работу, когда собираете подкаст, но и учитесь говорить без слов-паразитов, чётко, понятно, структурировано. Проблема начинающих подкастеров в том, что им кажется, что раз в их голове мысли по какой-то теме выстраиваются в логическую цепочку, они с легкостью смогут её озвучить. Это не так — попробуйте без подготовки рассказать о том, как приготовить вашу любимую пасту, и вы заметите, что это не так просто: образы не равны стройной речи. Поэтому прокачивайте свои навыки говорения и сторителлинга.
2. Помните, что вы — связующее звено между историей, информацией и аудиторией. Новички ошибочно считают, что аудитории очень интересно слушать о их личном опыте и переживаниях. На самом деле — нет. Аудитории интересно встретиться с какой-то доселе неизведанной информацией. Интерес к личности ведущего возникает уже после того, как вы смогли зарекомендовать себя как хороший рассказчик, которому можно доверять. Как понять, что этот этап пройден? Собрать обратную связь у подписчиков и посмотреть, как много вопросов о вас лично вы получите — и получите ли вообще. Сначала работайте над репутацией, а потом она будет работать на вас.
3. Любите своих слушателей. Прислушивайтесь к ним, но не воспринимайте их обратную связь буквально — конструктивную критику, вопросы, замечания, дельные советы всегда берите на заметку. Не забывайте благодарить за это людей, напоминайте им о том, что вы цените их и всегда открыты к коммуникации. Людям важно ощущать, что там, за микрофоном, сидит не просто говорящая голова, а живой человек.
Мелания Никифорова делится своей экспертизой в рамках создания качественного подкаста:
1. Самое важное и базовое — определиться, какой тип подкаста вы хотите делать. Если скакать по жанрам, ничего толкового не получится. В некоторых жанрах важна структура и точность, а где-то важен творческий подход.
2. Баланс. Продолжительность времени, потраченного на каждую сторону вопроса, о который ведется речь + насыщенность представленной информации.
3. Объективность. Хорошие подкасты должны позволить целевой аудитории узнать и понять чувства, вкусы и мнения подкастера (подкастеров) по какому-либо вопросу или теме. Важно помнить, что подкасты дают возможность показать человеческое лицо бренда и буквально по слогам проговорить его ключевые элементы.
4. Регулярность. Как правило, качественные подкасты выходят регулярно. За счет этого и зарабатывается вовлеченность и лояльность аудитории.
5. Аудитория. Знайте свою целевую аудиторию, иначе будете говорить в пустоту. Важно понимать, какую информацию ваш идеальный слушатель ищет и хочет слышать, и как ваш контент может объединить аудиторию вокруг вас.
Если у вас есть проекты в диджитал, в том числе и подкасты, которыми вы гордитесь, у вас есть возможность показать свою работу и получить оценку от лучших из лучших в медиа. Премия для медиа и бренд-медиа Апостол принимает заявки на участие до 18 мая.