Назад

А.Панкин: Альфа против Ъ. Концептуальный подход к расследованию «заказа» в СМИ

Итак, арбитражный суд первой инстанции присудил газете «Коммерсант» выплатить 11 миллионов долларов Альфа-банку. Тот посчитал, что публикация газеты во время июльской банковской паники нанесла ему материальный ущерб.

Первая реакция на это известие: Альфа-банк достоин того, чтобы пополнить «пантеон позора» олигархов и олигархических структур, нанесших особо тяжелый урон независимости прессы в России. Сегодня его виртуальные стены украшают имена Владимира Гусинского, который уплате долга предпочел выбросить свою компанию «Медиа-МОСТ» на растерзание контролируемого государством «Газпрома», Борис Березовский и «Лукойл», на пару загубившие телекомпанию ТВ-6, ЮКОС, который и создал прецедент ареста тиража неугодного издания до решения суда, и превратил приобретенный им уважаемый национальный брэнд «Московские новости» в собственную агитку.

На второй же взгляд, все не так просто. «Единственный способ заставить нашу прессу быть честной и ответственной – это угроза разорительных штрафов», - сказал мне один крупный государственный деятель, ныне отставной. В свое время он подвергся «информационному наезду» со стороны независимых олигархических органов прессы за то, что не позволил их хозяину-банкиру вольно обращаться с деньгами своей отрасли. Он выиграл все суды о защите чести и достоинства, но и сегодня, когда называешь его имя, люди первым делом вспоминают посвященные ему разоблачительные сюжеты и статьи.

Однако и это не выход. Согласитесь, что назначать одиннадцать миллионов штрафа за выявленную судом добросовестную редакционную ошибку – это беспредел; совсем другое дело, если суд установит, что материальный ущерб нанесен в результате целенаправленных недобросовестных действий.

Дилемма вот в чем. При возникновении проблем у органов СМИ все автоматически начинают подозревать «руку Кремля». Равным образом, при появлении в прессе критических или разоблачительных материалов, особенно затрагивающих деловые интересы, все начинают думать, что это «заказ». См. публичные высказывания руководителей «Коммерсанта» и Альфы.

Если рука Кремля рано или поздно вылезает наружу, то подозрения в коммерческом заказе так и остаются обычно не опровергнутыми и не подтвержденными. Хотя установление истины в данном случае имеет принципиальное значение.

Этого, однако, избегают «истцы». Дело в том, что редкая пострадавшая от «заказухи» бизнес или полит.структура сама не размещала проплаченных материалов и не была бы уязвима для контррасследования. Трудно ожидать и независимых журналистских расследований, ибо не так много у нас редакций, которые бы сами не «джинсовали». Попытка докопаться до правды с любой стороны открыла бы ящик Пандоры. Это своего рода система «гарантированного взаимного уничтожения». Без этого, однако, в случаях подобных «коммерсантовскому» одинаково правдоподобными остаются и подозрения в коррумпированности прессы, и в том, что бизнес получил политический заказ на принадлежащее Березовскому издание, и в том, что суд куплен более богатой стороной.

Единственным – помимо постепенного исправления нравов - выходом из ситуации могло бы стать вот что. Людям и структурам, уверенным в том, что они пострадали от прессы незаслуженно, следовало бы учредить некий независимый центр расследования «заказа в прессе». Его выводы по самым громким делам могли бы, в частности, стать веским доводом в пользу или против наложения крупных штрафов.

Боюсь, однако, что именно невинно пострадавшие меньше всего стремятся к тому, чтобы связываться с прессой.

Алексей Панкин

Читайте также

все новости