Как заявляют организаторы, цель выставки – представить российскому и
международному сообществу отрасль отечественных печатных СМИ как динамично
развивающийся и инвестиционно привлекательный бизнес. «Издательский бизнес»
позиционируется как профессиональная национальная площадка для общения
представителей российского и международного издательского бизнеса с коллегами,
партнерами и потенциальными инвесторами. Выставка приобрела особую актуальность
в преддверии 59-го Международного газетного конгресса и 13-го Форума редакторов
Всемирной газетной ассоциации (WAN), которые пройдут в начале июня 2006 года в
Москве.
На церемонии открытия
Леонид Макарон, президент ГИПП, генеральный директор «Пронто-Москва»,
поприветствовал собравшихся и выразил надежду, что выставка поможет достучаться
до тех, от кого зависит эффективное развитие отрасли. Тимоти Болдинг, глава WAN,
заявил, что пресса в России еще не свободна, однако отметил, что медиарынок
стремительно развивается. «В следующем году на выставке будет больше гостей
из-за рубежа», – сказал он.
В рамках деловой программы выставки были проведены две
отраслевые конференции и ряд тематических семинаров и круглых столов по
актуальными для российского издательского рынка темам. Одним из таких
мероприятий стал круглый стол по вопросам отраслевого законодательства и
создания механизмов саморегулирования в издательской деятельности.
Несуразность российских законов компенсируется необязательностью их
выполнения. Так можно было бы определить ситуацию в российском законодательстве
в целом и в той его части, которая касается медиабизнеса, в частности. Для
обсуждения этой проблемы были приглашены Сергей Иванов, заместитель председателя
думского Комитета по информационной политике, Леонид Макарон, Александр
Горбенко, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по
предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздания, и Юрий
Пургин, вице-президент Национальной ассоциации издателей и генеральный директор
издательского дома «Алтапресс».
Сергей Иванов сказал, что пока в области
законодательной деятельности, связанной с медиаотраслью, не наблюдается
революционных изменений, и на осеннюю сессию Государственной думы не вынесено ни
одного законопроекта, связанного со СМИ. Вместе с тем он отметил необходимость
изменений в законодательстве, которые позволили бы медиарынку развиваться более
эффективно, и предложил участникам бизнеса активнее высказывать свое мнение о
необходимых законодательных поправках.
Юрий Пургин обозначил основные проблемные
вопросы отрасли, связанные с размером НДС, взаимоотношениями издателей и
производителями бумаги, сокращением количества почтовых отделений, и поднял
вопрос о дотациях печатных СМИ в регионах. По его мнению, дотирование
региональных газет из бюджета местной власти приводит к созданию нерыночной
ситуации, когда одни издания ставятся в заведомо более выгодные условия. Взамен
они, разумеется, наиболее лояльно освещают действия властей в ущерб правдивому
описанию происходящего.
Александр Горбенко сказал, что необходимо
активизировать деятельность по изменению законодательной базы в области СМИ,
полиграфии и дистрибуции, поскольку сложившаяся ситуация не только мешает
развитию рынка, но и отталкивает внешних инвесторов. Собственникам СМИ
необходима четко прописанная в законе защита, только тогда они смогут реально
защитить и своих журналистов.
Особенно активная дискуссия разгорелась вокруг
вопроса о дотациях, выделяемых местными властями различным изданиям. Мнения
высказывались самые разные – от необходимости запретить региональным властям
учреждать и дотировать какие-либо издания до простого введения в закон условий,
на которых это могло бы происходить. О необходимости запрета много говорили
представители региональных издательств, чья продукция просто не может
конкурировать с прессой, получающей дополнительную финансовую поддержку. Юрий
Пургин сказал, что предлагал четырем губернаторам алтайского края сделать прессу
независимой от них самих. Это предложение благоприятно воспринималось
претендентами на этот пост в период выборов и полностью отвергалось после их
завершения. Однако Сергей Иванов напомнил собравшимся о неистребимом «праве
телефонного звонка», когда чиновники не только указывают олигархам, какие
издания следует поддерживать, но и диктуют свои условия издателям-собственникам,
грозя в случае неповиновения различными неприятностями. Очевидно, что проблема
вмешательства властей в издательский бизнес еще долго будет оставаться
актуальной и волнующей для многих участников медиарынка.
Во второй
день работы выставки состоялась конференция по редакционным тенденциям и
технологиям, основными вопросами которой стали проблема смены форматов и
развитие современных ньюзрумов. В конференции работе приняли участие Евгений
Абов, вице-президент ГИПП, вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN), Бертран Пекери,
директор Международного форума редакторов WEF, Марта Стоун, директор по тренингам
Newsplex Международной
ассоциации издательских и медиатехнологий (Ifra), Михаил Шубин, руководитель
направления автоматизация СМИ компании «Терем», Джим Чишолм, ведущий эксперт
WAN, и Анита Гиговская, директор по маркетингу ИД
«Конде-Наст».
Бертран Пекери рассказал собравшимся о тенденциях развития
ньюзрумов. Вэблоги, реально ставшие новыми источниками информации, привлекают
все большее количество читателей, отдающих предпочтение именно им – как более
демократичным СМИ. Их развитие способно в корне изменить редакционный процесс,
ведь в их создании активное участие принимают сами читатели – поставщики
новостей. Вэблоги становятся своего рода «гражданскими медиа», отражающими
взгляды рядовых граждан и предельно быстро предоставляющими читателям самую
свежую и актуальную информацию. Их развитие меняет и принципы журналистики – она
становится журналистикой участия, а сам журналист утрачивает роль лектора,
знающего правду. Бертран Пекери рассказал о развитии вэблогов в разных странах и
привел цифры, убедительно доказывающие их перспективы: если в 2004 году
существовало 9 млн. блогов, то в 2005 – уже 20 млн.
О моделях современного ньюзрума рассказала Марта Стоун,
определившая главную задачу ньюзрумов как предоставление информации всем
желающим и в любое время. Она рассказала о повышении влияния читательской
аудитории на редакционную политику различных СМИ. В частности, это касается
новостных сайтов, меняющих свое основное содержание в зависимости от времени
суток, – актуальные новости выходят на первый план в утреннее и дневное время, а
информация о развлечениях – в вечернее и ночное. Новостные сайты все чаще
учитывают посещаемость тех или иных разделов при формировании своей редакционной
политики и активно провоцируют читателей на обратную связь, высказывание своих
мнений и пожеланий. В качестве эффективной меры по привлечению внимания
читательской аудитории Марта Стоун привела пример сайтов, вывешивающих
фотографии, присланные обычными людьми и связанные с их отдыхом, детьми,
животными и т.д.
О системах автоматизации
издательской деятельности как способах повышения инвестиционной привлекательности
бизнеса рассказал Михаил Шубин. А Джим Чишолм в своем выступлении
сосредоточился на феномене смены форматов газетами различных стран. Он
рассказал о нескольких возможных путях развития в этом направлении. Так, газеты
" The Independent" и " The Times" в течение некоторого времени
выходили одновременно в двух форматах – обычном и таблоидном, приучая к новшеству
свою читательскую аудиторию, и лишь затем стали выходить только в компактном
виде. В Ирландии газета " Irish Independent"
до сих пор выходит в двух форматах, а в Швеции все газеты перешли на
таблоидный формат одновременно.
Переход на таблоидный формат имеет свои очевидные плюсы и
минусы. К плюсам относится возможность привлечения новой читательской аудитории
– молодежи и женщин, повышения тиража, придания нового импульса для развития
самой организации, а также соответствие потребностям большинства читателей. К
минусам относятся возникающие сложности с рекламодателями, негативное
общественное отношение к таблоидному формату в целом, страх потерять
индивидуальное лицо издания. Джим Чишолм подчеркнул, что смена формата может
способствовать развитию газеты, но не является панацеей и должна быть
подкреплена другими мерами.
Проблему смены форматов на журнальном рынке осветила Анита
Гиговская. Она рассказала об истории этого вопроса в различных странах, а также
отметила, что смена формата является не целью, а средством, и главным элементом
привлечения читательского внимания в любом случае останется
контент.
Елена БАЛАШОВА