Назад

Актуальные проблемы медиарынка были обсуждены на выставке-конференции «Издательский бизнес – 2005»

Как заявляют организаторы, цель выставки – представить российскому и международному сообществу отрасль отечественных печатных СМИ как динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный бизнес. «Издательский бизнес» позиционируется как профессиональная национальная площадка для общения представителей российского и международного издательского бизнеса с коллегами, партнерами и потенциальными инвесторами. Выставка приобрела особую актуальность в преддверии 59-го Международного газетного конгресса и 13-го Форума редакторов Всемирной газетной ассоциации (WAN), которые пройдут в начале июня 2006 года в Москве.

На церемонии открытия Леонид Макарон, президент ГИПП, генеральный директор «Пронто-Москва», поприветствовал собравшихся и выразил надежду, что выставка поможет достучаться до тех, от кого зависит эффективное развитие отрасли. Тимоти Болдинг, глава WAN, заявил, что пресса в России еще не свободна, однако отметил, что медиарынок стремительно развивается. «В следующем году на выставке будет больше гостей из-за рубежа», – сказал он.

В рамках деловой программы выставки были проведены две отраслевые конференции и ряд тематических семинаров и круглых столов по актуальными для российского издательского рынка темам. Одним из таких мероприятий стал круглый стол по вопросам отраслевого законодательства и создания механизмов саморегулирования в издательской деятельности.

Несуразность российских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Так можно было бы определить ситуацию в российском законодательстве в целом и в той его части, которая касается медиабизнеса, в частности. Для обсуждения этой проблемы были приглашены Сергей Иванов, заместитель председателя думского Комитета по информационной политике, Леонид Макарон, Александр Горбенко, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздания, и Юрий Пургин, вице-президент Национальной ассоциации издателей и генеральный директор издательского дома «Алтапресс».

Сергей Иванов сказал, что пока в области законодательной деятельности, связанной с медиаотраслью, не наблюдается революционных изменений, и на осеннюю сессию Государственной думы не вынесено ни одного законопроекта, связанного со СМИ. Вместе с тем он отметил необходимость изменений в законодательстве, которые позволили бы медиарынку развиваться более эффективно, и предложил участникам бизнеса активнее высказывать свое мнение о необходимых законодательных поправках.

Юрий Пургин обозначил основные проблемные вопросы отрасли, связанные с размером НДС, взаимоотношениями издателей и производителями бумаги, сокращением количества почтовых отделений, и поднял вопрос о дотациях печатных СМИ в регионах. По его мнению, дотирование региональных газет из бюджета местной власти приводит к созданию нерыночной ситуации, когда одни издания ставятся в заведомо более выгодные условия. Взамен они, разумеется, наиболее лояльно освещают действия властей в ущерб правдивому описанию происходящего.

Александр Горбенко сказал, что необходимо активизировать деятельность по изменению законодательной базы в области СМИ, полиграфии и дистрибуции, поскольку сложившаяся ситуация не только мешает развитию рынка, но и отталкивает внешних инвесторов. Собственникам СМИ необходима четко прописанная в законе защита, только тогда они смогут реально защитить и своих журналистов.

Особенно активная дискуссия разгорелась вокруг вопроса о дотациях, выделяемых местными властями различным изданиям. Мнения высказывались самые разные – от необходимости запретить региональным властям учреждать и дотировать какие-либо издания до простого введения в закон условий, на которых это могло бы происходить. О необходимости запрета много говорили представители региональных издательств, чья продукция просто не может конкурировать с прессой, получающей дополнительную финансовую поддержку. Юрий Пургин сказал, что предлагал четырем губернаторам алтайского края сделать прессу независимой от них самих. Это предложение благоприятно воспринималось претендентами на этот пост в период выборов и полностью отвергалось после их завершения. Однако Сергей Иванов напомнил собравшимся о неистребимом «праве телефонного звонка», когда чиновники не только указывают олигархам, какие издания следует поддерживать, но и диктуют свои условия издателям-собственникам, грозя в случае неповиновения различными неприятностями. Очевидно, что проблема вмешательства властей в издательский бизнес еще долго будет оставаться актуальной и волнующей для многих участников медиарынка.

Во второй день работы выставки состоялась конференция по редакционным тенденциям и технологиям, основными вопросами которой стали проблема смены форматов и развитие современных ньюзрумов. В конференции работе приняли участие Евгений Абов, вице-президент ГИПП, вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN), Бертран Пекери, директор Международного форума редакторов WEF, Марта Стоун, директор по тренингам Newsplex Международной ассоциации издательских и медиатехнологий (Ifra), Михаил Шубин, руководитель направления автоматизация СМИ компании «Терем», Джим Чишолм, ведущий эксперт WAN, и Анита Гиговская, директор по маркетингу ИД «Конде-Наст».

Бертран Пекери рассказал собравшимся о тенденциях развития ньюзрумов. Вэблоги, реально ставшие новыми источниками информации, привлекают все большее количество читателей, отдающих предпочтение именно им – как более демократичным СМИ. Их развитие способно в корне изменить редакционный процесс, ведь в их создании активное участие принимают сами читатели – поставщики новостей. Вэблоги становятся своего рода «гражданскими медиа», отражающими взгляды рядовых граждан и предельно быстро предоставляющими читателям самую свежую и актуальную информацию. Их развитие меняет и принципы журналистики – она становится журналистикой участия, а сам журналист утрачивает роль лектора, знающего правду. Бертран Пекери рассказал о развитии вэблогов в разных странах и привел цифры, убедительно доказывающие их перспективы: если в 2004 году существовало 9 млн. блогов, то в 2005 – уже 20 млн.

О моделях современного ньюзрума рассказала Марта Стоун, определившая главную задачу ньюзрумов как предоставление информации всем желающим и в любое время. Она рассказала о повышении влияния читательской аудитории на редакционную политику различных СМИ. В частности, это касается новостных сайтов, меняющих свое основное содержание в зависимости от времени суток, – актуальные новости выходят на первый план в утреннее и дневное время, а информация о развлечениях – в вечернее и ночное. Новостные сайты все чаще учитывают посещаемость тех или иных разделов при формировании своей редакционной политики и активно провоцируют читателей на обратную связь, высказывание своих мнений и пожеланий. В качестве эффективной меры по привлечению внимания читательской аудитории Марта Стоун привела пример сайтов, вывешивающих фотографии, присланные обычными людьми и связанные с их отдыхом, детьми, животными и т.д.

О системах автоматизации издательской деятельности как способах повышения инвестиционной привлекательности бизнеса рассказал Михаил Шубин. А Джим Чишолм в своем выступлении сосредоточился на феномене смены форматов газетами различных стран. Он рассказал о нескольких возможных путях развития в этом направлении. Так, газеты " The Independent" и " The Times" в течение некоторого времени выходили одновременно в двух форматах – обычном и таблоидном, приучая к новшеству свою читательскую аудиторию, и лишь затем стали выходить только в компактном виде. В Ирландии газета " Irish Independent" до сих пор выходит в двух форматах, а в Швеции все газеты перешли на таблоидный формат одновременно.

Переход на таблоидный формат имеет свои очевидные плюсы и минусы. К плюсам относится возможность привлечения новой читательской аудитории – молодежи и женщин, повышения тиража, придания нового импульса для развития самой организации, а также соответствие потребностям большинства читателей. К минусам относятся возникающие сложности с рекламодателями, негативное общественное отношение к таблоидному формату в целом, страх потерять индивидуальное лицо издания. Джим Чишолм подчеркнул, что смена формата может способствовать развитию газеты, но не является панацеей и должна быть подкреплена другими мерами.

Проблему смены форматов на журнальном рынке осветила Анита Гиговская. Она рассказала об истории этого вопроса в различных странах, а также отметила, что смена формата является не целью, а средством, и главным элементом привлечения читательского внимания в любом случае останется контент. 

Елена БАЛАШОВА

Читайте также

все новости