Тиражи 770 американских газет за последние шесть месяцев (с
апреля по сентябрь включительно) сократились в среднем на 2,8%, следует из
исследования Американской газетной ассоциации (NAA), основанного на данных Бюро
по контролю за тиражами газет и журналов. Причем с каждым годом газеты теряют
свою аудиторию все быстрее: за предыдущий отчетный период (с октября 2005-го по
март 2006 года) тиражи снизились на 2,5%, а с апреля по сентябрь 2005 года - на
2,6%. Падение тиражей отмечено практически у всех крупнейших газет США: тираж
"The Wall Street Journal" за последние шесть месяцев сократился на 1,9%, "The
New York Times" - 3,5%, "The Washington Post" - 3,3%, "Los Angeles Times" - 8%.
Вместе с тиражами падают и доходы газет от рекламы. Из-за этого
в третьем квартале многие американские издательские дома, занимающиеся выпуском
газет, показали слабые результаты. Так, выручка The New York Times Company,
издающей среди прочего газету "The New York Times", по сравнению с третьим
кварталом прошлого года сократилась на 2,4%, а поступления от рекламы - на 4,2%.
Выручка The Tribune Company, выпускающей, в частности, "Chicago Tribune" и "Los
Angeles Times", упала на 2,5%, а доходы от рекламы - на 2,2% (Ъ писал об этом 23
октября). Тиражи в последние шесть месяцев выросли лишь у некоторых бульварных
изданий: у "New York Daily News" - на 1%, у "New York Post" - на 5,1%.
Главная причина снижения доходов от рекламы в американских
общественно-политических и деловых газетах - растущая популярность интернет-СМИ
и онлайновой рекламы, считают эксперты. Желающие узнать новости все чаще
предпочитают интернет газетам. "Финансовое положение газетных компаний будет и в
дальнейшем испытывать давление от ускоряющегося перемещения рекламных долларов",
- считает Майкл Саймонтон, аналитик Fitch Ratings.
Однако эксперты подчеркивают, что владельцы газет могут
использовать растущую популярность интернета как источника получения информации.
В отличие от тиражей бумажных версий, аудитория онлайновых версий газет
увеличивается. По данным NAA, некоторые издатели уже подметили эту тенденцию и
принялись активно развивать веб-сайты газет, чтобы сохранить читательскую
аудиторию и доходы от рекламы. В итоге за последние шесть месяцев общая
аудитория веб-сайтов 100 крупнейших американских газет выросла на 8%. Только в
третьем квартале этого года сайты газет посетили 57 млн человек, что на 24%
больше, чем за тот же период прошлого года. По словам Рэнди Беннета,
вице-президента NAA, "рост аудитории газетных онлайн-версий говорит, что усилия
газет в этом направлении не прошли даром. Дело в том, что существует довольно
значительный слой людей, в частности молодежи от 17 до 21 года, которые не
являются читателями традиционных газет, но активно пользуются цифровыми
технологиями для просмотра газетных веб-сайтов".
В России ситуация пока не столь драматична. По словам директора
по медиаизмерениям компании TNS Gallup Media Руслана Тагиева, аудитория
российских газет достаточно стабильна, хотя положительной динамики не
показывает. "Доля газет в обороте рекламного рынка снижается (в 2005 году она
составила 5,74% или $290 млн, в то время как в 2004 году этот показатель
достигал 6,5%. - Ъ)", - отмечает он. По оценкам экспертов, газетная аудитория за
последние пять лет снизилась не менее чем на 10%. Вице-президент Гильдии
издателей периодической печати Евгений Абов соглашается, что уже сегодня многие
читатели газет узнают новости прежде всего из интернета: "Если издатели не будут
развивать онлайн-версии своих газет, в скором времени им придется покинуть
рынок. Будущее за мультимедийными проектами". В то же время господин Тагиев
прогнозирует, что в ближайшие три-пять лет российские газетные издатели могут не
опасаться серьезного сокращения тиражей и, как следствие, доходов от
рекламы.
Евгений Хвостик, Сергей
Соболев