Первоначально, им было отказано в государственном финансировании.
Возможно, этим можно объяснить активизацию деятельности Агентства Республики
Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» по реформированию районных газет
РТ, а именно переводу районных изданий на централизованную печать в
«Идел-Пресс», вставка полосы агентства «Татар-Информ», создание проекта единого
издательского дома для всех «районнок».
В 2004 году одним
из наиболее важных событий, повлиявших на все без исключения районные газеты России,
стало известие о том, что с 1 января 2005 года прекратят свое действие федеральные
законы: «О государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания в Российской Федерации» от 1 декабря 1995 года № 191-ФЗ и
«Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 24 ноября 1995 года №
177-ФЗ.
В связи с этим, общий объем федеральной поддержки региональных
СМИ составит в 2005 году всего 44,2 млн. рублей. Для сравнения, в Федеральном
бюджете РФ на 2004 год финансовая помощь изданиям по статьям федерального
бюджета 425 «Государственная поддержка районных (городских) газет» и 422
«Государственная поддержка периодической печати» составляла 49,9 млн. и 170 млн.
рублей, соответственно.
В октябре 2004 года участники медиарынка России и
Татарстана оценили инициативу государства о прекращение государственных субсидий
как очень опасную и угрожающую дальнейшему развитию районных
изданий.
Галина Аристова, заместитель главного редактора газеты «Молодежь
Татарстана»: «Газете будет трудно остаться на медиарынке после прекращения
государственной поддержки. 75% финансирования газеты «Молодежь Татарстана» - это
государственная поддержка. После прекращения действия закона «О государственной
поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»
молодежным изданиям придется особенно тяжело. Мы все время ищем рекламодателей
для газеты «Молодежь Татарстана», но огромный блок рекламы уходит от нас. В
первую очередь, это связанно с форматом издания: немногие предприниматели готовы
сотрудничать с молодежной газетой».
Она считает, что «Молодежь
Татарстана» может быть поставлена в условия, когда ей придется изменить
информационную политику, - продолжает г-жа Аристова. - Произойдет это в том
случае, если в учредители войдет частный предприниматель и газете придется
продвигать его интересы».
Мнение представителей татарстанского медиарынка
поддерживает Ольга Карабанова, исполнительный директор автономной некоммерческой
организации «Институт развития прессы», которая считает, что государством не
созданы условия для оптимального перехода российских СМИ на самофинансирование.
Должны быть разработаны структурные программы поддержки средств массовой
информации в переходный период. «Мы хотим сдвинуть эту проблему с мертвой точки
и обращаемся в государственные структуры РФ с целью разработки программ
переходного периода от государственных дотаций к финансовой независимости», -
сказала г-жа Карабанова.
Она считает, что на медиарынке произойдет
переориентация многих изданий с интересов читателей на интересы бизнеса. Это уже
происходит в РФ с приватизацией полиграфического комплекса страны, который
скупает крупный бизнес и перепрофилирует огромные по площади полиграфические и
типографические предприятия в своих интересах. «К сожалению, повторение подобной
ситуации возможно и с газетами. Для многих компаний в России, СМИ - это всего
лишь еще один инструмент влияния на рынок», - подытожила г-жа
Карабанова.
Процесс лишения районных газет госдотаций продолжил развитие
в 2005 году. А именно, глава Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям Михаила Сеславинского заявил, что в 2006 году только одна
региональная газета будет финансироваться из федерального бюджета. Как было
отмечено в заявлении г-на Сеславинского, сохранится система грантов для
социальнозначимых проектов и газет. В бюджете Российской Федерации на 2005 год
на гранты для социально значимых проектов и газет было выделено 47 млн. рублей.
В декабре 2004 года, после отмены государственного финансирования
районных газет Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации
«Татмедиа» запустило эксперимент по переходу районных газет на централизованную
офсетную печать в полиграфическо-издательском комплексе «Идел-Пресс». А 8
декабря 2004 года, 11 из 14 районных газет, участвующих в эксперименте агентства
«Татмедиа», вышли с пилотной полосой от информационного агентства
«Татар-Информ». На сегодня количество районных и городских газет, выпускающихся
с полосой новостей от информационного агентства «Татар-Информ», значительно
выросло.
На декабрь 2004 года в эксперименте по централизованному выпуску
пробных номеров районных газет западной части РТ в ГУП ПО «Идел-Пресс» (г.
Казань) участвовали следующие 14 изданий: «Арча хэбэрлэрэ» (Арский р-н), «Атне
таны» (Атнинский р-н), «Знамя» (Буинский р-н), «Волжская новь» (Верхнеуслонский
р-н), «Высокогорские вести» (Высокогорский р-н), «Туган як» (Дрожжановский р-н),
«Кайбыч таннары» (Кайбицкий р-н), «Волжские зори» (Камско-устьинский р-н)«Хэзмэт
даны» (Кукморский р-н), «Камская новь» (Лаишевский р-н), «Авыл офыклары»
(Рыбнослободской р-н), «Саба таннары» (Сабинский р-н), «Авангард» (Тетюшский
р-н), «Тэлэче» (Тюлячинский р-н).
Как продолжение процесса консолидации
районных СМИ Татарстана, финансируемых из бюджета республики, могла выступить
идея руководства республики о создание издательского дома СМИ Татарстана.
Согласно данному проекту около 100 редакций должны были объединиться под
ведомством двух национальных газет: «Республика Татарстан» и «Ватаным
Татарстан». Объединение планировалось провести следующим образом: 39 редакций
русскоязычных районных газет подчинялись бы «РТ», 42 татароязычные газеты
стали бы подведомственны «Ватаным Татарстан». Однако проект так и остался
проектом, не получив дальнейшего развития.
Как сообщил еТатар.ру
начальник отдела СМИ и издательской деятельности «Татмедиа» Фарит Гараев,
главной целью деятельности «Татмедиа» в вопросе реформирования районной печати
было сохранение районных газет. «Идея создания издательского дома была лишь
одним из проектов подержания районных газет. К подобным проектам также относится
переход районных газет на централизованную печать в «Идел-Пресс» и вставка в
районные СМИ полосы от информационного агентства «Татар-Информ». Результатом мы
считаем то, что нам удалось сохранить тиражи районок. Кроме того, в конце марта
районные и городские газеты Республики Татарстан получат сертифицированные
тиражи Поволжской национальной тиражной службы. Это событие может увеличить
привлекательность этих газет в глазах рекламодателей», - заметил еТатар.ру г-н
Гараев.
Главный редактор газеты «Республика Татарстан» Александр Латышев
следующим образом прокомментировал еТатар.ру проект создания издательского дома:
«Идея создания издательского дома в Татарстане действительно существовала в
середине 2004 года. Но, насколько мне известно, «Татмедиа» отказалось от
воплощения в жизнь данного проекта. С одной стороны, создание издательского дома
помогло бы аккумулировать финансовые потоки идущие к районным изданиям и создать
более интересные пакеты для рекламодателей, нежели те которые существуют на
данный момент. С другой стороны, реализовать проект издательского дома очень
сложно. Мне, как редактору, очень тяжело представить себе, как можно руководить
деятельностью такого большого количества редакций. У каждой газеты собственная
материально-техническая база и свои проблемы.
Как рассказал
еТатар.ру Александр Латышев из газеты «Республика Татарстан», сейчас идет
процесс реорганизации статуса газеты и превращения ее в государственное
учреждение. По его словам, в ближайшие два месяца процесс реорганизации в газете
должен завершиться. «Возможно, наиболее оптимальной организационно правовой
формой для издание было бы акционерное общество. Все же, государство должно
уходить из СМИ, а не укреплять там свое присутствие», - отметил еТатар.ру г-н
Латышев.
Андрей ШАФОРОСТОВ