"Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим" - это не только знаменитая цитата, но и своеобразное руководство для создателей медиапродуктов. В чем смысл? Поясняю. Название печатного издания должно отражать его содержание. Слово "терминатор" совершенно не подойдет для заглавия глянцевого журнальчика для девочек-подростков. В принципе, большинство названий, так или иначе, отражают сущность самого издания, но последнее время некоторые издания идут дальше:Для b2b-прессы вообще не характерны игривые двусмысленные названия, а сейчас в этой нише наметился пласт изданий, которые выносят в заголовок наименование своей целевой аудитории - именно о таком явлении современности и пойдет речь.
Постепенно рынок b2b в России начинает развиваться все активнее. Причем его сегментация становится раветвленнее, и теперь издания зачастую адресованы не просто работникам определенной отрасли, но и представителям конкретных профессий. С чем это можно связать? Глубинный смысл данного явления кроется в том, что во многих отраслях чувствуется сильная нехватка профессиональных кадров. Этот вопрос рынок решает несколькими методами. Разумеется, отправной точкой становится образование, профилированные вузы, но этого часто бывает недостаточно. И таким образом организуются многочисленные тренинги, курсы повышения квалификации, и уже затем - собственная профессиональная пресса.
Другой фактор, который внес свою лепту в возникновение профессиональных
журналов, - это постепенное создание разнообразных профессиональных объединений
и общественных организаций. Обмен информацией между участниками отрасли может
вестись как в формате живого общения, так и посредством собственного СМИ,
которое совмещает в себе функции "боевого листка" самой организации и вестника
всей отрасли.
Ландшафт b2b-изданий постоянно меняется, выходят новые проекты,
адресованные представителям новых профессий. При этом происходит сокращение
тиражей у традиционных изданий, которые выходят давно, но не всегда своевременно
меняются в соответствии с пожеланиями аудитории. В большей степени это может
коснуться сегмента изданий для бухгалтеров, который в нише профессиональных
изданий является наиболее насыщенным и возник раньше других.
Кроме прочего, многие профессии еще недостаточно развиты. Но ситуация
неизбежно меняется. Сотрудники высокой квалификации стоят все дороже, а
квалификацию нужно постоянно поддерживать. В связи с этим организации не
экономят на покупке специальной литературы и периодики и рассматривают траты на
подписку как часть расходов на создание необходимых для нормальной работы
условий труда. Сами специалисты, в свою очередь, считают естественным изучать
специализированную прессу, а некоторые из них становятся авторами
профессиональных изданий.
Появились и "говорящие фамилии", вернее, названия
изданий - "Коммерческий директор", "Генеральный директор" и т. д.
"Коммерческий директор. Sales&Marketing
Management"
Специализированное издание для руководителей и ведущих
специалистов коммерческих служб. Журнал содержит практические советы
консультантов и тренеров, удачные практики российских и западных компаний,
тесты, анализ нашумевших сделок, варианты решений "мучительных" проблем. В
журнале нет разграничения на автора и читателя - каждый читатель может стать и
автором, рассказав о личном опыте решения любого вопроса коммерческой
деятельности компании.
Аудитория: профессиональные топ-менеджеры, принимающие
решения - коммерческие директора, генеральные директора, директора по
маркетингу, директора по продажам.
Распространение: Москва - 64%, регионы -
36%.
Подписка - 23% (из них в Москве - 31%, в регионах - 69%; редакционная
подписка - 30%, альтернативные агентства - 53%, почтовые агентства -
30%).
Розница - 74% (из них в Москве - 75%, в регионах -
25%).
Периодичность - ежемесячно.
Тираж - 10 тыс. экз.
Формат - А4,
полноцветное издание.
Объем - 64-80 полос.
"Генеральный директор"
Это первый и пока единственный отечественный
деловой журнал, предназначенный специально для генеральных директоров российских
предприятий. Все материалы журнала основаны на личном практическом опыте
руководителей российских и зарубежных компаний, снабжены конкретными примерами
из их повседневной практики.
Распространение: подписка - 89%, розница - 11%;
Москва - 37%, Санкт-Петербург - 9%, регионы - 54%.
Периодичность -
ежемесячно
Тираж - 27 700 экз.
Формат 190x250 мм.
Объем - 160
полос.
"Финансовый директор"
Это первое практическое профессиональное
издание, предназначенное для финансовых и генеральных директоров. Журнал полезен
также главным бухгалтерам, аудиторам, бизнес-консультантам и всем специалистам,
в чьи обязанности входит управление финансами фирмы. Отличительным признаком
журнала является его ориентированность на профессионалов-практиков в области
управления финансами предприятия.
Распространение -
подписка.
Периодичность - ежемесячно.
Тираж - 18 000.
Формат -
A4.
Объем - 96 страниц.
Из вышеперечисленных изданий можно выделить следующее - это журналы,
предназначенные для представителей управляющих должностей, менеджеров высшего
звена, однако без отсылки к отрасли деятельности их компаний. Грубо говоря,
журнал "*** директор" будет интересен *** директору как птицефабрики, так и
нефтеперерабатывающего завода. То есть их аудитория не так уж и узка - вопрос
только в талантливом продвижении.
С другой стороны - издания, озаглавленные
интересующим нас образом, обслуживают и представителей профессий, которые
существуют только на определенных рынках.
"Главный редактор"
Новый отраслевой журнал адресован участникам
медиарынка печатных и электронных СМИ и, в первую очередь, топ-менеджерам и
менеджерам среднего звена СМИ, информационным и PR-агентствам, а также
специалистам по PR российских и зарубежных компаний. В статьях обсуждаются
вопросы профессионального менеджмента на медиапредприятиях, практика создания
успешного и конкурентоспособного контента на всех этапах, практические инновации
и тенденции в технологиях, контенте, продаже и дистрибуции.
Распространение -
подписка.
Периодичность - раз в два месяца.
Формат - A4.
Объем - 80
страниц.
"Креативный директор"
Первое периодическое издание, посвященное
особенностям работы с компаниями из сферы креативного бизнеса. Профессиональный
круг читателей: креативные директора, руководители архитектурных и дизайн-бюро,
фотостудий, web-контор, рекламных агентств, клиент-менеджеры, директора
предприятий, заказывающие креативные услуги, аккаунт-менеджеры и все те, кто
заинтересован в успехе креативного бизнеса и творческого
процесса.
Распространение - подписка и продажа через редакцию;
преимущественно Москва, а также крупные города России.
Подписной тираж - 500
экз.
Периодичность - шесть раз в год.
Объем - 64-80 полос.
Формат -
200×272.
Мнения о явлении
А все-таки название издания - это не имя для
младенца, а торговая марка, которая в итоге может сыграть (а может и не сыграть)
большую роль в успехе или провале проекта. Что об этом думают профессионалы из
другой области - маркетинговой?
Эдуард БУТАЕВ,
заместитель директора по развитию "Авикон
Технолоджис":
-Та школа, к которой я принадлежу, считает, что с точки
зрения выбора того или иного названия журнала (источника жизненно нужной
информации) есть две группы мотивов.
1. Мотивы, просто связанные с
оптимизацией (рационализацией) поведения. Как это происходит в жизни, хорошо
описано в "Теории поведения потребителя", образно описано в басне "Лиса и
виноград" и уж совсем серьезно научно - в книге социолога Александра
Жаворонкова. Я разговаривал с Жаворонковым: насколько различны рациональные
мотивы потребления журнала, газеты и, например, автомобиля, сотового телефона и
т. д.? На базе исследований россиян за 40 лет можно сказать, что разница
небольшая.
Соответственно, для рациональных мотивов точно ориентированное
название, например, "Финансовый директор" - это хорошо.
Исследования
Александра Жаворонкова, Бориса Грушина показывают, что аудитория такого журнала
тратит из года в год одно и тоже общественно-необходимое время (понятие, как у
Маркса) на прочтение, просмотр и беглое пролистывание его номеров. (Постоянство
времени на уровне целой аудитории - и не ниже - является одним из доказательств
существования предмета социологии как науки.) Таким образом, отнять читательскую
аудиторию такого журнала не так-то просто. Нужны или большие усилия (инвестиции)
конкурентов, или падение качества материалов со стороны редакции до...
2.
Теперь об иррациональных мотивах. В этом случае наша школа пользуется теорией
психологического ядра. То есть человек выбирает название для специалистов,
положение которых выше его теперешнего (того, к которому он стремится в самом
ближайшем будущем). Поэтому в аудитории журнала "Финансовый директор" именно
финансовых директоров не должно быть много. Конечно, у этой стремящейся публики
полно других интересов.
Но здесь нужно выбирать проход между Сциллой и
Харибдой. Так как есть серьезные работы, показывающие, что расширение спектра
тем в специализированном научно-техническом журнале уменьшает покупаемый и
подписной тираж. Но с другой стороны, судя по теории взаимного существования
разных потребностей (продолжение работ Абрахама Маслоу), некоторые далекие от
финансов темы должны увеличивать привлекательность издания существенно. Правда,
я знаю всего одну книгу, где есть такие теоретические выкладки. Так что оставим
это для отдельного разговора:
В итоге такие названия дают стабильную, но
сложно расширяемую аудиторию. С точки зрения маркетинга, малая вероятность
простого отъема аудитории важнее, чем большая потенция роста (для роста можно
завести десять разных журналов на десять стабильных аудиторий).
Главные
редактора и владельцы журналов (конечно, те, с которыми мне удавалось
поговорить) формируют материалы номера по интуиции. Теоретический серьезный
маркетинг считают дурью (попсой) и не для них "образованных" и хитрых.
Соответственно могут соблазниться лишней рекламой, плохо приготовленным PR или
дать площади материалу, не соответствующему потребностям того или иного сегмента
читательской аудитории. Соответственно всегда 10-15% изданий можно вытеснить
даже с этого стабильного рынка из-за повторяющихся ошибок и жадности. Значит,
попытки вывода будут (удачные и неудачные), и небольшой рост будет. Но только
небольшой.
Игорь БЕРЕЗИН,
ведущий консультант, член совета директоров Romir
Monitoring, президент Гильдии маркетологов:
-Указание в названии издания
целевой аудитории - это, на мой взгляд, элемент правильного, четкого
позиционирования. Важно, чтобы и содержание было соответствующим - интересным
именно главным бухгалтерам, финансовым директорам и т. д.
Марк Твен почти 150
лет назад сказал: "Я не знаю точного рецепта успеха, но я знаю рецепт провала -
это попытка быть всем для всех". Потом эту фразу многократно цитировали и
приписывали другим, уважаемым людям.
Есть деловые, экономические издания:
"Ведомости", "Коммерсантъ", "Деньги", "Секрет фирмы", "Эксперт", "РБК" и т. д.
Есть общественно-политические издания или, как сейчас говорят, издания "общего
интереса": "Огонек", "Известия", "Профиль", "Власть", "Русский Newsweek" и т.
д.
Изданиям типа "Главбух" или "Коммерческий директор" не имеет смысла с ними
тягаться на широкой аудитории. Для качественных профессиональных или отраслевых
изданий всегда найдется ниша. Не знаю, будет ли расти общее число таких изданий.
Возможно слабым, убыточным придется уйти с рынка, но количество качественных
отраслевых изданий, нацеленных на четко определенную профессиональную аудиторию,
будет расти.
Сурен ГРИГОРЯН,
главный редактор журнала "Практический
маркетинг":
- Могу высказать только свое личное субъективное мнение.
Думаю, что указания в названии целевой аудитории - это правильный шаг, и это не
ограничивает число потенциальных читателей. Если рассматривать комплекс
маркетинга 4Р, то проблемы у таких изданий могут быть только с первой
составляющей - с товаром: где добыть нужное количество статей, интересных и
полезных именно генеральному директору или, например, старшему продавцу? Если
редакция успешно решит эту задачу, то успех обеспечен!
Валентин ПЕРЦИЯ,
генеральный директор BrandAid:
- Есть
журнал "Секрет фирмы", который может писать обо всем, судя по названию, что
касается фирмы. А есть журнал "Финансовый директор", который пишет только для
финдиректоров. Это один из способов конкурентной борьбы - специализация.
Да,
такое позиционирование ограничивает число потенциальных читателей - вширь. Зато
углубляет. Если вы - хороший журнал, то у вас будет сверхлояльность вашей
целевой аудитории.
Количество подобных журналов может расти. Но не
обязательно. Специализация - очень удачный способ защиты территории. Для борьбы
со "специализированными" изданиями нужно достичь их уровня профессионализма. Что
достаточно сложно. Посмотрите на мир скоростных машин или профессионального
строительного оборудования - там очень сложная и глубокая специализация. Поэтому
до тех пор, пока у вас не уволились главные люди издания, можно не бояться за
его будущее.
Итого
Все знают - "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Что
же можно резюмировать, рассмотрев вопрос о журналах с такими своеобразными
названиями? О том, что в ходе развития медиарынка сегментация идет все глубже,
уже говорилось неоднократно. Развитие идет по своей нормальной траектории, так
что можно предположить, что в ближайшие два-три года большинство ниш рынка
профессиональных изданий будет заполнено и конкуренция в этом сегменте только
обострится.
Андрей СЕМЕРКИН,
главный редактор журнала "Коммерческий
директор":
- Когда журнал получал свое название, подразумевалось ли,
что его читателями будут представители именно этой профессии?
-
Естественно, более того, мы как раз преследовали эту цель - правильно обозначить
свою аудиторию.
- А не возникало ли опасений, что это слишком узкое
ограничение аудитории?
- В секторе b2b чем точнее определишь свою целевую
аудиторию, тем лучше.
- Исходя из вашего опыта - как реагируют
рекламодатели на издания с таким конкретным названием?
- Если показатели
аудитории и рейтинги у журнала нормальные, если журнал идет в рост, если проект
успешен, то рекламодатели его замечают, если нет - тут уже ничего не зависит от
названия.
- Сейчас очень много появилось изданий, в названия которых
вынесено наименование основной аудитории по профессиональному признаку. Можно ли
назвать это тенденцией? И не мешают ли эти издания друг другу на рынке?
-
Каждое из этих изданий обслуживает интересы своей целевой аудитории. Если
"Коммерческий директор" обслуживает интересы тех, кто руководит sales-функцией,
то, как он может мешать журналу, который обслуживает кадровые вопросы? В рамках
одной группы могут быть несколько конкурирующих изданий, на этом и рынок стоит.
Что касается тенденций, то я думаю, что b2b-рынок в России сейчас с некоторым
опозданием после стран Запада начал развиваться, и поэтому появились издания,
которые точно адресованы одной профессии, и именно поэтому они себя так
называют. Это совершенно естественный процесс, и никакой загадки здесь нет.
Мария КУМОВА,
главный редактор журнала "Креативный
директор":
- Наше издание предназначено не только для креативных
директоров. Оно скорее для команды, хотя преимущественно читатели журнала
- руководящие лица и топ-менеджеры предприятий сферы креативного бизнеса и
компаний, которые заказывают креативные услуги. Это очень специфический бизнес,
и пока что творческие люди, которые им занимаются, практически не имеют
профессиональной периодики. Можно сказать, что наш журнал - единственный. Заказ
работ творческим предприятиям, как и руководство ими, - один из самых сложных и
трудных процессов. Такая работа не регламентируется, под нее очень не просто
подогнать общеизвестные схемы и описания. Она всегда строится на отношениях
заказчик - креативный директор - художник. Все это люди с разным образованием,
ходом мыслей, преследующие различные цели в своей работе. Наш журнал помогает
учиться на чужом опыте и чужих ошибках.
Мария Неретина