“У меня есть пример: на мой телефон приходила реклама партии "Единая Россия". Металлическим голосом мне предлагалось, если я в чем-то не согласен с предвыборными предложениями партии, позвонить в ЕР, — смеется депутат. — А если владелец мобильника, услышав эту рекламу, сбрасывал звонок, то автодозвоном его номер вновь набирался, и сообщение повторялось. То же самое было и со стационарным телефоном, когда рекламу зачитывали даже ночью”. С вступлением в силу закона, утверждает депутат, сотовая компания при заключении контракта с абонентом должна предложить ему ответить на вопрос, согласен ли он получать рекламную рассылку или нет. “Если человек отказался, а ему пришло рекламное сообщение, то он вправе подать в суд на своего оператора”, — пояснил “единоросс”. Но в компаниях мобильной связи опасаются, что абоненты окажутся ущемленными в своих правах. “В некоторых случаях SMS — это единственный канал общения оператора со своим клиентом, — уверен директор "Вымпелкома" по связям с общественностью Михаил Умаров. — Но организовать "ручную" рассылку сообщений о сумме зачисленного платежа или почти нулевом остатке средств на счете невозможно технически”.
Запрет на интернет-спам, по мнению авторов законопроекта, приведет к
удорожанию этой услуги. “Сейчас стоимость автоматической рассылки на 1 млн
адресов составляет $500-600, что очень дешево для рекламы, поэтому ее часто
используют, — полагает Мединский. — Арест одного-двух владельцев серверов,
делающих рассылки, и показательные процессы увеличат ее стоимость и сократят
количество спама”. Однако координатор проекта “АнтиСпам” Евгений Альтовский
считает, что закон “неправильный”, потому что спам — это “не содержание, а
технология”. Спамеры легко смогут запреты обойти, добавив в рассылку цену услуг
и адрес, где их оказывают, и тогда сообщение будет уже не рекламой, а публичной
офертой. В то же время закон может стать инструментом для борьбы с неугодными,
предостерегает Альтовский: нарушают многие, но в результате широкого толкования
закона одни виновные могут быть наказаны, а другие —
нет.
Справка:
Действующий закон “О рекламе” был
принят в 1995 г. Новый законопроект внесла на рассмотрение группа депутатов из
фракции “Единая Россия”, в апреле этого года он был одобрен в первом чтении.
Объем рекламного рынка, по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России,
составляет $3,8 млрд. Нарушителям закона о рекламе с нового года грозят штрафы в
размере до 500 000 руб.
Арина
ШАРИПОВА, Роман ДОРОХОВ