Конечно, все, что освещено временем и традицией, приобретает некую
дополнительную ценность. Но я думаю, что здесь важно не только количество
прожитых лет, но и то, как они прожиты. Премия «Медиа-Менеджер России»
становится действительно важной и престижной премией не только потому, что ей
пять лет, а потому, что она показала: лауреатами становятся не случайные люди и
не по случайным критериям.
Когда, например, меня выдвигают на какую-либо премию, то
первый вопрос, который я задаю: а кого номинировали раньше? Потому что важно
понять, какими критериями руководствуются люди при отборе, чем руководствуется
жюри. Если понимаешь, что они оперируют понятными тебе ценностями, четкими
критериями, то получить такую премию приятно и престижно. А если предыдущие
номинанты были слабыми, то совсем не хочется пополнять их ряды.
В этом году
в связи с большим количеством претендентов впервые была опробована процедура
составления шорт-листов номинантов премии. Профессиональные ассоциации
представили в жюри списки наиболее достойных, на их взгляд, номинантов.
Думаю, это
правильное решение. Если члену жюри будет предложено для голосования 500
фамилий, то не хватит сил рассмотреть все объективно и по существу. Далеко не
все фамилии нам известны. Московские члены жюри, например, не всегда знают
каких-то замечательных региональных издателей и журналистов. Для того, чтобы
судить о номинантах, нужно, как минимум, ознакомиться с резюме. Если их 500 – в
них не вникнешь. Мне, например, облегчает жизнь то, что к моему рассмотрению
было представлено 10 человек. Я уже могу посмотреть, за что они представлены,
каковы были их достижения, и постараться все взвесить и сравнить.
С другой
стороны, вряд ли стоит ограничивать общее количество человек, которые могут
номинироваться на премию. Чем больше людей и ассоциаций имеют право выдвигать
кандидатов, тем полнее выбор. В конечном счете, есть экспертная комиссия, жюри,
которые могут отсеять случайных кандидатов. Гораздо хуже, когда достойный
уважения и награды человек не попадет в число номинантов просто потому, что
выдвигать соискателей на премию имеют право, скажем, только профессиональные
ассоциации, а в эти ассоциации не входит сам человек или возглавляемая им
организация.
У меня
пожелание к организаторам «Медиа-Менеджера России» – составить некий список
требований, предъявляемых к коротким резюме номинантов. В чем для меня была
сложность при голосовании? Допустим, я не знаю какую-то региональную газету, а в
представлении написано, что она достигла тиража 10 тысяч экземпляров. Я понятию
не имею, хорошо это или плохо для данного рынка. Вполне возможно, что заслуга
человека в том, что он в своем регионе увеличил тираж своей газеты до 10 тысяч
экземпляров, ничуть не меньше, чем заслуги руководства газеты «Аргументы и
факты». Но для этого мне нужна информация. Например, то, что у этой газеты тираж
вдвое больше, чем у остальных газет региона. Это позволит сравнивать и оценивать
достижения региональных менеджеров точно так же, как и федеральных.
Хотелось бы
обратить внимание и на финансовые показатели компаний в резюме номинантов. Часто
встречаются общие фразы. Например, «значительный рост тиража», «заметный рост
прибыли». Что считать «значительным» и «заметным» все понимают по-разному.
Должны быть конкретные цифры: данный номинант удвоил чистую прибыль, повысил
рентабельность на 20%, удвоил тираж... Если компания не считает возможным их
предоставить, значит ее представитель не может номинироваться.
И еще: мне
кажется неправильным то, что электронные СМИ объединены в одну номинацию и на
телевидение и радио приходится по одной премии. В то время как в «Печатных СМИ»
в каждой из категорий – «Газеты», «Журналы», «Распространение», – награждается
несколько человек. Это надо менять. На радио и ТВ должно быть минимум три
премии.
В этом году
голосование жюри прошло без сюрпризов, и меня это порадовало, Издательский
бизнес – это не шоу-бизнес, где можно выйти с одним хитовым клипом и стать сразу
звездой. Здесь другая история. Для того, чтобы сообщество тебя признало большим
медиа-менеджером, недостаточно одного удачного проекта. Надо иметь
соответствующую историю. Медиа-менеджер не Дэвид Коперфильд, который показывает
фокусы. Это серьезная профессия, в которой очень редко бывают какие-то
случайности. Те люди, которые были представлены на премии «Медиа-Менеджер России
– 2005», оценивались по большому счету по совокупности заслуг. Когда человека не
слышно, не видно и вдруг он номинируется с суперуспешным проектом – это выглядит
странно. У меня, например, возникают подозрения, что это однодневка. В
профессиональной премии не должно быть однодневок и кудесников. Должны быть
люди, которые последовательно и хорошо умеют работать.
Елена МЯСНИКОВА, член Совета директоров ИД «Индепендент
Медиа», ч
лен жюри премии
«Медиа-Менеджер России – 2005»