По информации Ъ, между владельцами Sostav.ru и финским Talentum достигнута
принципиальная договоренность о сделке. По оценкам экспертов рынка, ее сумма
может составить от $1 млн до $2 млн. Вчера участники сделки отказались от
комментариев.
Talentum Media издает в Финляндии и
Швеции журналы, профессиональную литературу и рассылает контент для
профессионалов, работающих в разных областях. В Talentum Group также входят
производители рекламных роликов и телепередач и компании связи. Чистые продажи
группы в 2005 году составили €103,3 млн. Капитализация Talentum Group по МСФО на
2005 год – €163 млн. В России Talentum Media с 1999 года принадлежит 40% ИД
"Консэко Пресс" (консультации и издания по налогам и праву) с годовым оборотом
около $1 млн.
Сайт Sostav.ru специализируется на маркетинге и рекламе.
Принадлежит рекламной группе Depot WFP, владельцами которой являются ее
топ-менеджеры – Алексей Андреев, Алексей Фадеев и Александр Трубников. По данным
mail.ru, у портала 190 тыс. посетителей ежемесячно. В 2006 году оборот
Sostav.ru, по оценкам экспертов, достигнет $500 тыс.
Участники рынка не
понимают, зачем Depo WFP продает Sostav.ru. "Если бы они вложили в него немного
денег, через пару лет продали бы впятеро дороже,– говорит гендиректор "B2B
Медиа" Анна Знаменская.– У сайта хорошая аудитория: маркетологи и рекламисты,
люди с доходом выше среднего. Вложив в развитие собственного контента, они
повысили бы качество и количество аудитории, перестав быть ресурсом, на котором
публикуются и обсуждаются в основном материалы других изданий". При этом
эксперты полагают, что в ближайшие несколько лет порталам, специализирующимся на
маркетинге и рекламе, будет сложно зарабатывать на рекламе. Гендиректор Adwatch
Лев Глейзер утверждает, что профессиональное издание живет лишь за счет
профильной рекламы. "Для маркетингового портала это типографии, веб-студии,
креативные агентства, исследовательские компании, как это принято в западной
практике,– говорит он.– У нас все они не рекламируется, так как эти рынки слабо
развиты". По его мнению, рекламировать автомобили или luxury-товары на таких
порталах невыгодно, так как "есть другие сервисы с качественно той же
аудиторией, но гораздо большей".
Правда, участники
рынка отмечают, что в случае сложностей с привлечением рекламодателей Sostav.ru
может избрать альтернативную бизнес-модель. "Например, развитие побочных
бизнесов, связанных с маркетингом и рекламой: проведение конференций, издание
книг",– говорит Анна Знаменская. А гендиректор агентства "Медиамарк" Константин
Исаков считает, что "финны, имеющие ноу-хау в В2В-изданиях, смогут развивать
дополнительные направления лучше, чем нынешние владельцы сайта".
Он прогнозирует, что Sostav.ru не последнее приобретение
Talentum в России: "Вряд ли они много заработают на одном таком проекте. Но
вкладывая деньги в пять-шесть небольших компаний, они смогут на 20-30% повысить
их прибыльность за счет реструктуризации и сокращения расходов".
Юлия КУЛИКОВА, Сергей
СОБОЛЕВ