Назад

Голая неправда. Депутаты намерены ограничить рекламу сексуальных услуг в СМИ

Последние несколько дней государственные чиновники и депутаты всерьез взялись за искоренение безнравственности в СМИ. В минувшую среду Генеральная прокуратура РФ потребовала закрытия трех журналов, которые, по ее мнению, возбуждают интерес несовершеннолетних к сексу. В черный список попали «Молоток», Cool и Cool Girl. Как было сказано в представлении заместителя генпрокурора Сергея Фридинского, эти издания «систематически и в значительных объемах публикуют рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу». При этом издания не зарегистрированы как эротические или рекламные.

В тот же день депутаты от «Единой России» заявили о работе над законопроектом, который бы сделал платными несколько общедоступных телеканалов. Вина этих каналов в том, что они транслируют слишком откровенные, по мнению депутатов, изображения. Единоросы не стали откладывать работу над законопроектом в долгий ящик, и уже сегодня на рассмотрение Госдумы представлены поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе». По словам инициатора законопроекта – зампреда думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимира Мединского,

в случае принятия его предложений платными могут стать «Муз-ТВ», MTV, Ren-TV, СТС и ТНТ.

А все остальные издания получат в качестве поправок к закону запрет на распространение эротической информации.

Поправки могут быть приняты уже к осени, тогда с 1 января 2007 года медиапространство будет радикально очищено от «аморальных программ» и рекламы эротического содержания. Проект ограничивает рекламу сексуальных услуг практически во всех медианосителях, вплоть до эротических картинок для мобильных телефонов, эротических SMS-чатов, секса по телефону на молодежных и развлекательных телеканалах. «Распространение такой рекламы будет разрешено исключительно на телеканалах с кодированным сигналом, как правило, платных, а также в печатных СМИ, специализирующихся на материалах эротического характера», – сказал Мединский.

На рекламном рынке большого переполоха запрет эротической рекламы не произведет. Как рассказал «Газете.Ru» вице-президент АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) Владимир Евстафьев, эротическая реклама занимает лишь доли процента всей прибыли рекламного рынка.

«Суммы, которые приносит эротическая реклама, даже меньше, чем прибыли от рекламы туалетной бумаги, –- сказал он. – Сама по себе постановка вопроса правильная: во всем мире эротические услуги рекламируют только специализированные СМИ. Однако это совершенно необязательно прописывать в законодательстве».

По мнению Евстафьева, каждый главный редактор СМИ в состоянии сам решить, нужна ли его изданию эротическая реклама. «Нет ведь эротической рекламы в «Российской газете», «Коммерсанте», «Известиях», – удивляется рекламист. – Что так обеспокоило депутатов? И это на фоне того, что в стране масса серьезных, общественно значимых проблем, которые они обязательно должны бы решать: питьевая вода, бездомные дети, пенсионеры и многое другое».

Телеканалы от комментариев воздерживаются – ждут решений Госдумы, не желая высказываться о гипотетических проектах депутатов. Тем более что законотворцы вскоре разъедутся на летние каникулы, и отпуск может остудить их пыл.

Есть, правда, в этой истории и заинтересованная сторона. В управлении Росохранкультуры с интересом прислушиваются к депутатским инициативам.

По мнению сотрудников ведомства, в законе по-прежнему нет четкого определения понятия «порнография», требует уточнений и понятие «эротическое издание».

Это серьезно осложняет работу надзорного органа. В принципе приструнить распоясавшиеся телеканалы за пропаганду и рекламу порнографии может Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она облагает штрафом канал, но телевизионщики уже давно этих штрафов не боятся: в рекламный бюджет по таким проектам просто закладывается предполагаемая сумма штрафов.

Поправки, о которых говорят депутаты, могут кардинально изменить ситуацию. Помимо штрафов от ФАС СМИ будут получать еще и предупреждения от Росохранкультуры. А как известно, два предупреждения о нарушении действующего законодательства могут грозить СМИ потерей лицензии. 

Алина Ребель

Читайте также

все новости