На сайте Wolters Kluwer вчера появилось сообщение о том, что компания подписала соглашение о покупке 55% Международного центра финансово-экономического развития, выпускающего профессиональные издания в управленческой, налоговой и бухгалтерской сферах. "У Wolters Kluwer есть право на покупку оставшихся 45%",-- говорится в сообщении. По словам гендиректора МЦФЭР Максима Межанского, в сделку вошли издательский и образовательный бизнесы, а "МЦФЭР-Консалтинг" остался у прежних акционеров. У Wolters Kluwer уже есть подразделение в России -- оно издает специализированные книги (выручка -- "несколько миллионов долларов").
У МЦФЭР три основных направления: издательское (журналы, книги), образовательное (семинары, конференции и форумы) и консалтинговое. Оборот в 2007 году составит, по собственным данным, €45 млн. Владельцами являются менеджеры компании, включая ее гендиректора Максима Межанского.
Источник, близкий к сделке, сообщил Ъ, что весь МЦФЭР был оценен в €80 млн и контрольный пакет обошелся Wolters Kluwer чуть дороже €40 млн. Директор по инвестициям "Проф-Медиа" Сергей Тихонов считает, что компания c оборотом €45 млн в сегменте b2b могла бы стоить более €100 млн, "если бы они были более прозрачные и более структурированные". Гендиректор b2b-издательства "Актион Медиа" Сергей Панов отметил, что риск может быть заключен в том, что "часть изданий МЦФЭР выпускается под патронажем или по заказу различных госведомств". "В любом случае это крупнейшая сделка в сегменте b2b,-- утверждает гендиректор 'Медиамарк' Константин Исаков.-- До сих пор западные игроки такого профиля не выходили в Россию через поглощения".
Wolters Kluwer (штаб-квартира -- в Амстердаме) издает книги, выпускает программное обеспечение и базы данных в области права, финансов, здравоохранения и др. Работает для клиентов в 18 странах Европы, Северной Америки, Азии. Выручка за первую половину 2007 года -- €1,677 млрд. Капитализация на Euronext Amsterdam -- €6,6 млрд.
По мнению Сергея Панова, Wolters Kluwer собирается повысить капитализацию за счет выхода на еще один развивающийся рынок. "Существенное присутствие на нем может обеспечить только приобретение крупного игрока,-- сказал он.-- А МЦФЭР как раз входит в тройку лидеров (двумя другими являются ИД 'Актион', объединенный с ИД 'Статус-Кво', и ИД 'Бератор'.-- Ъ)". "Мы рассматриваем Россию как один из последних рынков стратегического роста -- особенно интересны области ПО и электронных медиа", -- подтверждает гендиректор Wolters Kluwer в России Хольгер Цшайге.
По оценке Сергея Тихонова из "Проф-Медиа" рынок периодических изданий b2b растет на 30-40% в год и на сегодняшний день без учета специализированного ПО ("Консультант Плюс", "Гарант" и т. п.) составляет $300-500 млн в год. Другие эксперты оцениваю сегмент b2b-ПО еще в $150-200 млн. Для российского рынка b2b-изданий сделка между Wolters Kluwer и МЦФЭР означает начало его интенсивного развития и консолидации, сказал господин Тихонов.
Юлия Куликова, Евгений Хвостик