Комментируя сделку, эксперты прогнозируют усиление
конкуренции на российском рынке.
В состав крупнейшей в Северной Европе
финской медиакомпании входят пять подразделений: Sanoma Magazines (издание и
распространение журналов), Sanoma (издание газет, в том числе двух крупнейших в
Финляндии – Helsingin Sanomat и Ilta-Sanomat, а также деловой Taloussanomat),
WSOY (издательский бизнес), SWelcom (электронные СМИ) и Rautakirja (книжные
магазины, мелкая торговля, распространение газет). Чистые продажи SanomaWSOY в
2003 году составили €2,4 млрд; операционная прибыль – €202,5 млн.
Официально в обеих компаниях не комментируют предстоящую сделку.
Вице-президент финского медиахолдинга Райа Кариола заявила корреспонденту Ъ, что
"не может комментировать рыночные слухи до официального пресс-релиза, так как
акции компании торгуются на бирже". Председатель совета директоров IM Дэрк
Сауэр, которого звонок корреспондента Ъ застал на катке, попросил перезвонить
через час. Однако в назначенное время к мобильному телефону подошла его
секретарша и сообщила, что господин Сауэр "сейчас не доступен".
В то же
время большинство опрошенных Ъ участников рынка уже слышали о готовящейся сделке
и знают об интересе финнов к российскому рынку. "Sanoma три года пытался выйти
на российский издательский рынок,– утверждает генеральный директор
маркетингового агентства "Медиамарк" Константин Исаков.– Например, финский
холдинг вел переговоры с "Системой масс-медиа" о приобретении ее издательских
активов, а также о создании совместного издательско-полиграфического бизнеса".
"Я слышал о том, что такая сделка готовится,– говорит председатель совета
директоров "Ашет Филипачи Шкулев" Виктор Шкулев.– Продажа IM крупному
медиахолдингу мне кажется очень логичным шагом. Independent Media – уникальное
образование. С одной стороны, он кооперируется с крупными международными
издательствами, но в то же время не является частью ни одного из них. И это
сдерживало развитие IM".
Стоимость всего Independent Media, по оценкам
экспертов, составляет более $100 млн. "Это может быть $100-120 млн,– полагает
Константин Исаков,– в зависимости от того, перейдут ли к новому собственнику
лицензионные договоры IM и в каком объеме". Можно также вспомнить, что в ноябре
2004 года IM выкупил 35% своих акций у медиахолдинга "Проф Медиа" за $45 млн.
Independent Media издает газеты The Moscow Times, St. Petersburg Times,
"Ведомости", "На Рублевке"; журналы Cosmopolitan, Cosmo Magia, Harper"s Bazaar,
"Домашний очаг", Men"s Health, FHM, Yes и ряд других. По оценкам экспертов
медиарынка, IM с оборотом около $120 млн является крупнейшим российским
издательским домом. Акционерами IM являются частные лица, в том числе
председатель совета директоров компании голландец Дэрк Сауэр.
Эксперты
отмечают, что для финских издателей покупка IM – очень удачный вариант выхода на
российский рынок. "Для финнов покупка одного из крупнейших издательских домов в
России с крайне сильными позициями на журнальном рынке и одной из сильнейших
деловых газет – это, несомненно, стратегический шаг по выходу на российский
рынок,– говорит директор по медиаисследованиям компании TNS Gallup Media Руслан
Тагиев.
С тем, что Sanoma станет запускать в России собственные брэнды,
согласны и другие участники рынка. Более того, они предсказывают, что вместе с
Sanoma в Россию придут новые технологии издательского бизнеса. "В Финляндии они
издают крупнейшую ежедневную общественно-политическую газету Helsingin Sanomat в
цвете,– отмечает Константин Исаков,– а это совершенно другие издательские
технологии. И если газеты IM – "Ведомости" и Moscow Times – будут выходить в
цвете, это может усилить их позиции на рынке и ускорить переход на цветную
печать других российских газет".
Юлия Куликова, Анна
Волкова, Тимур Бордюг