Участники
рынка обращают внимание на то, что размещение Kontakt East может оказаться более
удачным, в частности, благодаря более развитому интернет-подразделению
компании.
Вчера
на Стокгольмской фондовой бирже Kontakt East разместила 50% увеличенного
капитала компании. Kontakt East принадлежат компании ООО «Эниро Рус-М» и ООО
«Эниро Рус-С», издающие справочники «Желтые страницы» в Москве и Петербурге
соответственно.
Накануне
размещения уставный капитал компании был увеличен с 4,8 млн до 9,2 млн акций.
Продав 4,6 млн акций Kontakt East планировала привлечь $15 млн.
Стоимость
акций после закрытия книги заявок составила $3,47. На момент закрытия торгов на
альтернативной площадке First North Стокгольмской фондовой биржи цена одной
акции Kontakt East Holding составила $4,2, капитализация компании — $33,5
млн.
Глава
«Эниро Рус-М» и «Эниро Рус-С» Александр Смолин говорит, что в компании очень
довольны результатами размещения. «Учитывая, что шведский фондовый рынок просел
на 3%, мы выросли в первый же день на 20%, а это очень хороший результат»,—
радуется Смолин. По его словам, покупателей прежде всего интересовал
интернет-проект компании, запущенный в 2001 году. «У нас 100-процентный рост по
интернету в год. Так что привлекателен весь состав продуктов: и книги, и
интернет, и телефонная справка. И команда продаж, самая большая и эффективная в
индустрии. Поэтому покупали не только вход в бизнес, но и команду»,— говорит
Смолин.
За
последний год Kontakt East уже вторая компания из российского сегмента печатных
СМИ, разместившая свои акции на бирже. Напомним, в начале февраля IPO на
Лондонской фондовой бирже 100% акций в форме GDR разместила компания Trader
Media East Ltd (TME), «дочка» голландской Trader Classified Media. На Россию
приходится более 90% всей выручки TME: компания издает газеты «Из рук в руки»,
«Работа сегодня», рекламные журналы «Оптовик» и «Недвижимость».
Цена
размещения GDR была определена в размере $13, всего размещено 43,478 млн
GDR.
Капитализация
компании на момент размещения составила $650 млн. Однако в конце марта после
публикации финансовых итогов 2005 года GDR компании подешевели на 23%.
Причиной
тому стал годовой отчет TME — результаты не удовлетворили инвесторов. Выручка
компании по итогам 2005 года составила $197,9 млн против $177 млн в 2004 году,
увеличившись на 11,5%, EBITDA — $67,9 млн против $66,4 млн в 2004 году, чистая
прибыль увеличилась на 2,7% и составила $30,4 млн против $29,6 млн в 2004-м. В
TME стагнацию результатов объясняли, в частности, тем, что рынок рекламы в
Москве снизил темпы роста. В июле результаты TME в Москве существенно не
улучшились: в первом квартале 2006 года выручка сократилась на 10,7%, а во
втором— на 8,9%, по итогам полугодия — на 9,7%.
В
регионах дела шли значительно лучше: в первом квартале она выросла на 24,3%, во
втором— и вовсе на 31,9%. В итоге за первое полугодие выручка TME в России и
ближнем зарубежье увеличилась на 7,8%. «На рынке есть сложности, которые
отражаются на московских результатах»,— говорит генеральный директор
«Пронто-Москва» Леонид Макарон.
По
данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рекламные издания показывают
самый незначительный рост среди всех медиа. Так, за первые три квартала 2006
года рост в этом сегменте составил всего 8% по сравнению с тем же периодом 2005
года — $350–360 млн. Сегмент газетной рекламы за тот же период вырос на 17%
($245–255 млн), а журнальной — на 18% ($485–495 млн).
Но
Макарон напоминает, что classifieds — это не только печатные, но и
интернет-издания. «А если смотреть с этой точки зрения и правильно понимать
тенденции и перспективы этого рынка, то самый бурный рост будет ждать именно их
и те компании, которые сумеют правильно объединить интернет и печатные
издания.
Так
что перспективы здесь блестящие»,— говорит он.
С
ним соглашается директор по инвестициям холдинга «Проф-медиа» Сергей Тихонов:
«Бумажный classified вымирает из-за того, что большая часть его клиентов и
потоков данных уходит в онлайн. Однако если изначально строить бизнес-модель,
ориентированную на размещение информации в интернете, такой проект может быть
успешным и привлекательным для инвесторов.
Тем
более что Kontakt East уже обладает большой базой данных — главной составляющей
бизнеса по предоставлению справочной информации».
Аналитик
инвестиционной компании «Атон» Татьяна Капустина объясняет успешное размещение
Kontakt East небольшим количеством медийных компаний, идущих на биржу. «TME тоже
разместились очень удачно, но сами себя обманули, показав результаты за девять
месяцев»,— говорит Капустина. При этом она обращает внимание на то, что, хотя
сейчас интернет-актив не является основным для Kontakt East, наличие успешного
онлайн-направления — «сильная сторона компании». «Интернет растет на 70% в год,
а реклама в печатных рекламных изданиях — на 8%. Так что интернет был не
последним аргументом, когда они продавали себя»,— говорит Капустина.