- За последние несколько лет, тиражи наших изданий
постоянно росли: в 2000 году общий тираж составил около 4 млн. экз., а в 2002 -
5,2 млн. Большая доля на рекламном рынке: среди еженедельных газет - 16%, среди
центральных ежедневных – 29%. На рынке радиорекламы, по данным Gallup, наша
группа занимает второе место с объемом 12%. Мы хотим дальше развивать
радио-направление и, может быть, через несколько лет у нас на этом рынке будет
первое место, хотя конечно, конкуренция очень высокая. В радио-холдинг нашей
компании входит сейчас три FM частоты – это «Авторадио», «Новости on-line» и
радио «Энергия» (104,2). По оценкам наших консультантов (Price Water House
аудирует наши компании, а финансовый консультант «ЛД Финанс»), текущая
капитализация компании составляет $200 млн.
Прибыль по итогам 2002 года
примерно $13,5 млн. (в 2001 году – $10 млн.). Можно было бы добиться и лучших
показателей. Но мы активно ведем себя на рынке - инвестируем в наши существующие
проекты. И по российским и западным стандартам бухгалтерского учета эти
инвестиции относятся к затратам, поэтому прибыль снижается. В 2002 году мы
запустили проект «Финансовый директор» (тираж 15 тыс. экз.) - это наш первый
опыт на рынке журналов «B2B». Он уже стал рентабельным, просуществовав только
полгода. Мы считаем, что эта ниша - «B2B»- на сегодняшний день наиболее свободна
и будем активно развивать ее, тем более что первый опыт удачный.
2002 году
мы запустили радиостанцию «Энергия» (переформатировав ее немного), приобрели
недавно FM-радиостанцию в Петербурге, и скоро начнет вещать «Авторадио -
Петербург».
Компания структурирована так, что «Проф-Медиа», владея
контрольным пакетом в основных бизнесах, имеет партнеров в различных проектах.
Например, в «КП» и в «Советском спорте» партнером является норвежская
издательская группа A-Pressen, у которой больше 25% акций и частные акционеры. В
«Известиях» - «ЛУКойл», у которого достаточно крупный пакет акций, в
«Экспресс-газете» - частные акционеры. Запустили типографию совместно с
«А-Пресса», которая откроется в этом году в г. Долгопрудном.
- Чем
вызвано создание издательского дома, какими бизнес-задачами обусловлено и почему
именно сейчас?
- Когда 5 лет назад мы приобрели некий набор активов,
перед нами стояла задача сделать их прибыльными. «КП», «Известия» тогда были
убыточными, потому что там отсутствовала прозрачность компании для акционеров.
На первом этапе мы выстраивали корпоративную структуру управления, привлекли
стратегических партнеров - и получили приличную компанию.
Но мы хотим
развиваться дальше, и следующий шаг - это консолидация активов, переход на
единую акцию и централизация определенных систем управления. Мы считаем, что это
принесет больший эффект: увеличит капитализацию, позволит привлечь средства и
дальше развиваться на медиарынке. К этому решению мы пришли полгода назад.
Настоящая структура не позволяет добиться максимальной стоимости на рынке,
потому что финансовые потоки, многие управленческие вещи децентрализованы. И мы
получается платим дважды за те вещи, которые могли бы сэкономить. Поэтому мы
начали переговоры с нашими акционерами, о том, чтобы перейти на единую акцию и
сделать из медиа-холдинга реальный издательский дом.
На сегодняшний день мы
думаем, что централизовать можно будет финансы, распространение, производство.
При этом на уровне издательств самостоятельными останутся редакции, отделы
продвижения и рекламы. Не будут отдельными юридическими лицами, а будут
подразделениями ИД. Таким образом мы хотим добиться того, чтобы у инвесторов был
операционный доступ ко всем деньгам.
Еще мы поставили перед собой цель в
течение 2-3 лет вывести компанию на биржу, но это не главная цель, потому что
деньги можно будет привлекать и по-другому. Я думаю, что 2005 год – это вполне
реальный срок для выхода.
Помимо развития тех продуктов, которые у нас
есть, куда мы будем вкладывать значительные средства, мы, естественно, будем
смотреть на другие привлекательные направления, такие как телевидение, хотя,
конечно, это другой рынок, и мы это понимаем. Но те темпы роста доходов от
рекламы на ТВ, опережают радио и газетно-журнальный рынок, поэтому телевидение
становится все более привлекательным.
- На каком этапе находится создание издательского
дома?
- Мы переговорили с акционерами и менеджерами, сформировали
группы, которые готовят отдельные бизнес-планы, как например будет выглядеть
система распространения. Понятно, что мы недовольны ситуацией, которая
складывается с доставкой почтой газет. Ни для кого не секрет, что подписка
«Известий» и «КП» в Москве составляет 25 тыс. экз., и в основном все газеты
продаются в розницу. У большинства издателей такая же проблема, потому что почта
берет очень много денег за доставку, не следит за состоянием почтовых ящиков,
доставляет газеты в 12 часов дня, когда все уже ушли на работу. Необходимо
создавать альтернативную систему доставки. Для одной газеты стоимостью 3-4 руб.
создать такую систему дорого, а для 3-4 газет вполне рентабельно. В этом году мы
попробуем запустить альтернативную систему распространения в Мытищах.
Что
касается сроков, я думаю, что переговоры с акционерами мы закончим в течение
полугода, еще столько же займет технический вопрос перехода на единую акцию. И
еще необходимо всем расположиться в одном здании, это займет некоторое время. Мы
планируем построить бизнес-центр, где могли бы разместиться все наши газеты и
радиостанции.
ИД дом будет издавать 4 газеты, ему будет принадлежать
радио-холдинг, но ИД не будет вещать самостоятельно. В Индустриальном комитете
подготовлен вариант «Закона о СМИ», который вводит две основные категории СМИ
печатных и электронных. В печатных главным действующим лицом будет издатель, а в
электронных вещатель. Соответственно, издатель – это ИД, а вещатель -
радио-холдинг.
- Как будут существовать издания, радио-холдинг в рамках большой
структуры?
- Все акционеры консолидируются в
«Проф-Медиа», который будет издавать газеты: «Комсомольская правда», «Известия»,
«Экспресс-газета» и «Советский спорт». Этому ИД будет принадлежать компания
«Сегодня-Пресс», пакет акций типографии и радио-холдинг. Не исключено, что в
радио-холдинге могут появиться другие инвесторы, партнеры. Что касается ИА
«Прайм-ТАСС», то мы считаем, что компания с той структурой капитала, которая
существует, нам не очень интересна. Мы вели переговоры о продаже этих 35%, пока
они остановились, и если все сохранится, то новому ИД будет принадлежать 35%
«Прайм-ТАСС». С менеджментом журнала «Эксперт» мы ведем переговоры, чтобы они
выкупили наши 41% акций в «Эксперте» и 22% в «Эксперт РА».
- Можно уже сегодня сказать, хотя бы примерно, какие пакеты будут у
акционеров в издательском доме? Как вы оцениваете капитализацию новой структуры?
-
Норвежский ИД хочет получить 25% (плюс одна), блокирующий пакет, «ЛУКойл» со
своим набором активов в медиа-бизнесе планирует получить 10%, а частные
акционеры - 5-10%, все остальное будет у «Проф-Медиа». Но как пойдут переговоры,
чем реально закончатся, пока не понятно.
Наши консультанты считают, что консолидированная компания
будет стоить сразу после консолидации на 30% дороже. То есть к $200 млн.
добавьте 30%.
- Планируете ли Вы запуск новых печатных проектов: журналы, газеты? Есть
ли концепция выхода на телевизионный рынок?
- Я хотел бы сохранить новый проект в тайне, чтобы конкуренты не
запустили его раньше. Но мы планируем выпустить в свет в ближайшее время
ежемесячный журнал. Я думаю, что первый номер выйдет в мае месяце. Это
совместный проект с другим ИД, российским, и у нас будет доля акций.
Концепции
вхождения на ТВ-рынок - нет. Мы очень тщательно изучаем, что из себя на
сегодняшний день представляет рынок, мы в теме, но пока у нас не хватало сил и
средств, чтобы серьезно этим заняться.
- Каким Вы видите рынок СМИ
в ближайшие годы, как он будет развиваться?
- Рынок СМИ будет сильно
меняться, надеюсь, в лучшую сторону. Все не рыночные издания, которые существуют
на деньги спонсоров, должны обанкротиться и уйти с рынка. Это не значит, что
люди не должны пытаться запускать новые проекты, но когда проект год-два
существует, но не происходит роста тиража, увеличения доходов от рекламы, надо
закрывать.
Я считаю, что средства массовой информации станут более
независимы от политических властей и будут зависеть от читателей. Если газеты
будут делать так, как хотят читатели, будут расти тиражи, продаваться реклама.
Что касается западных ИД, я думаю,
они не пойдут на рынок ежедневных газет, потому что он плотный и дорогой. Они
больше увеличат конкуренцию на журнальном рынке. Сколько издательств пытались
сделать ежедневную общенациональную газеты, но все проекты потом ограничивались
рамками Садового кольца, потому что это требует громадных инвестиций, и все
места на рынке общенациональных газет заняты. Нельзя создать еще одну
общенациональную газету, потому что у нас очень большая страна. Будут
развиваться региональные газеты, в основном.
-
Какие СМИ сейчас наиболее востребованы: развлекательные или новостные?
-
Проблема не в том, что интереснее, а в том, что надо определить категорию,
которой интересны, например, новости, понять, что это за социальная страта, и
для нее специально делать газету, журнал или радио.
Журнал «Эксперт» провел
интересное исследование: «Есть ли у нас в России средний класс». Выяснилось, что
он существует (7 млн. человек). На сегодняшний день газеты для среднего класса у
нас в стране нет. Кому-то интересны новости, кому-то развлечения. Но лучше
сегодня продаются развлечения, в холдинге «Проф-Медиа» максимальную прибыль
приносят «Авторадио» и «КП».
Краткая справка: «Проф-Медиа»
(с 1997 года) входит в систему предприятий ХК «Интеррос». Владеет пакетами акций
в газетах «Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт»,
«Экспресс-газета», журналах «Эксперт», «Финансовый директор», радиостанциях
«Авторадио», «Энергия», «Новости on-line», ИА «Прайм-ТАСС», а также в
«Сегодня-Пресс» (распространение) и «Проф-Медиа Принт» (полиграфия).
журнал "Рекламный мир", 10.04.03
www.rc.ru