"Алмаз-Пресс" не может воспользоваться таможенными льготами на ввоз
печатного оборудования и бумаги уже около двух лет. МПТР не дает типографии
пользоваться льготами, основываясь на том, что беспошлинному ввозу подлежит
печатное оборудование для создания культурной и образовательной продукции. А
"Алмаз-Пресс" среди прочего печатает такие издания, как Penthose и XXL. За
последние два года отсутствие льгот стоило полиграфической компании $7 млн -
столько было выплачено пошлин за оборудование и бумагу (при ставке таможенной
пошлины 5%). Неся такие потери, владельцы компании решили нанять дорогих
адвокатов, чтобы те оспорили позицию министерства. Ведь другие полиграфические
компании широко пользуются таможенными льготами и при этом берутся за любые
заказы - полиграфист ведь не отвечает за содержание продукта, вся
ответственность лежит на издателе.
В пятницу арбитражный суд вынес решение в пользу "Алмаз-Пресс" по поводу
оборудования: за его ввоз было выплачено порядка $1 млн. Суд признал, что
полиграфическое оборудование нельзя изначально привязать к продукции
эротического толка, а доказать, что именно эти станки будут печатать Penthose,
невозможно.
Для того чтобы вернуть $1 млн, типографии нужно
будет выиграть еще одно дело, ведь в постановлении арбитражного суда про возврат
денег ничего не сказано. Решение в пользу "Алмаз-Пресс" не означает и того, что
типография сможет теперь беспошлинно ввозить оборудование. В МПТР „Ъ" прямо
заявили: "Суд ведь только признал наши действия незаконными, но не обязал выдать
"льготные" документы: "Алмаз-Пресс" нужно будет обратиться за ними в общем
порядке".
В связи с этим в "Алмаз-Пресс" не исключают, что за
выигранным делом последует еще ряд исков, в том числе относительно льгот на ввоз
бумаги. "Мы и обращались в суд для того, чтобы вернуть деньги, которые нам
пришлось заплатить из-за незаконных действий Минпечати,- говорит начальник
юридического отдела "Алмаз-Пресс"
Михаил Матвеев
. - Суд постановил, что эти действия незаконны, так
что, надеюсь, деньги удастся получить обратно".
Впрочем, наблюдатели отмечают, что в корне конфликта
МПТР и "Алмаз-Пресс" лежат не вопросы о содержании продукции, а личные отношения
бывшего гендиректора типографии Марины Переверзевой с МПТР. "У других типографий
проблем с Минпечати просто не было,- говорит президент Гильдии издателей
периодической печати
Вадим Горяинов
. - Более того, и у "Алмаз-Пресс" после ухода Марины Переверзевой они
закончатся". Марина Переверзева свой пост покинула неделю назад. МПТР, тем не
менее, пока не дает поводов к примирению с "Алмаз-Пресс".
Константин Воронцов
газета "КоммерсантЪ",
21.02.03
www.kommersant.ru
Как получить льготы на печатное
оборудование
Льготы полиграфическим предприятиям предоставляются в соответствии с
межгосударственным Флорентийским соглашением о
ввозе материалов научного, культурного и образовательного характера 1950
года
. Россия подписала
данное соглашение в 1994 году. Соглашение закрепляет "свободный обмен знаниями и
идеями" между государствами, в том числе беспрепятственный обмен продукцией для
производства носителей информации. В тексте соглашения оговаривается, что льготы
по ввозу не распространяются на издания рекламного и эротического характера.
Кроме того, в одном из приложений к протоколу Флорентийского соглашения указано,
что беспошлинный ввоз машин и материалов ограничен двумя условиями: они должны
быть произведены страной, подписавшей данное соглашение, а в стране-импортере не
должно производится аналогичных машин и материалов. Отказывая в предоставлении
льгот "Алмаз-Пресс", Минпечати руководствовалось преамбулой соглашения, которая
гласит, что речь идет о "материалах, относящихся к образованию, науке и
культуре". Льготы, считают в министерстве, должны предоставляться только на ввоз
того оборудования и материалов, которое будет использовано для производства
книг, изданий и документов образовательного, научного и культурного
характера.
В 1999 году Минпечати выпустило приказ с
перечнем требований к соискателям таможенных льгот. С полиграфиста требовалось
обязательство целевого использования ввезенного на льготных условиях
оборудования и материалов. То есть печатников обязывали пообещать, что на
машинах никогда не будут напечатаны рекламные или эротические издания. Ряд
полиграфистов