По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж „Известий“ составляет 200 000 экземпляров, а читательская аудитория газеты, по оценке агентства TNS, составляет 357 000 человек. По оценке одного из участников издательского рынка, в 2004 г. совокупный доход „Известий“ от рекламы, продажи газеты и арендных сборов составил около $13–14 млн. Коммерческий директор издательского дома „Коммерсантъ“ Павел Филенков считает, что весь бизнес „Известий“ стоит $40 млн, но цена контрольного пакета в $20 млн ему кажется заниженной. Но еще один издатель полагает, что „Газпром-Медиа“ заплатит за „Известия“ не более $10 млн, так как газета не приносит прибыли.
„Известия — общенациональная газета, и при всех спорных путях развития она до сих пор сохраняет свой общефедеральный статус“, — считает главный редактор журнала „Компания“ Андрей Григорьев. По его словам, „Известия“ — это больше „политический актив, чем объект медийного бизнеса“. Именно как политический инструмент совладелец „Интерроса“ Владимир Потанин покупал „Известия“, но сейчас у него нет возможности использовать газету в этом качестве, уточняет Григорьев. „Интеррос“ скупал акции „Известий“ у трудового коллектива с 1996 г. и потратил на их скупку $40 млн.
В расчете на будущие выборы Кремль решил получить монополию на „либеральные,
но в меру“ СМИ, сосредоточив их в руках „Газпром-Медиа“,
полагает руководитель группы „Меркатор“ Дмитрий Орешкин. „Издание будет приучать
своего читателя — образованного, либерально мыслящего, ориентированного на
западную систему ценностей — к лояльности к политике Кремля“ —
добавляет он. А гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин
считает, что эта сделка „завершает и без того стройную структуру
медиахолдинга (“Газпрома„)“. „В «Газпром-Медиа» есть все: журнал,
глянцевые журналы типа «Семь дней», радио «Эхо Москвы», но нет эффективной
газеты“, — объясняет он. Бунин полагает, что „критика власти в газете будет
приглушена“, однако это произойдет постепенно. Он напоминает, что сменить
руководство после покупки „Газпром-Медиа“ на телеканале НТВ также
удалось не сразу.
Справка:
50,17% акций ОАО
„Редакция газеты „Известия“ принадлежат „дочке“ „Интерроса“, ЗАО
„Проф-Медиа“, 48% – компаниям „Менеджмент Центр“
и „Мосиздатинвест“, близким к НК „ЛУКОЙЛ“. ОАО владеет 15 000 кв.
м в здании „Известий“ на Пушкинской площади в Москве.
„Проф-Медиа“ также владеет контрольными пакетами газет
„Комсомольская правда“, „Советский спорт“, „Экспресс-газета“,
журналов „Финансовый директор“ и „Индустрия рекламы“, радиостанций
„Авторадио“, „Диско“ и сети кинотеатров „Синема-Парк“. Оборот
в 2004 г. превысил превысил $130 млн. „Газпром-Медиа“
(принадлежит „Газпрому“) – крупнейший медиахолдинг в стране. Включает
телекомпании НТВ, ТНТ и „НТВ-Плюс“, пять радиостанций,
издательство „Семь дней“ (журналы „Итоги“, „Семь дней“, „Караван историй“
и „Штаб-квартира“) и медиабаинговую компанию
„НТВ-Медиа“. Выручка в 2003 г. – $400 млн.
Екатерина ДОЛГОШЕЕВА, Елена
РУДНЕВА