Назад

«Московский комсомолец» договорился с розницей о подорожании газеты

 Как сообщается в пресс-релизе Ассоциации распространителей периодической продукции (АРПП), с 1 апреля розничная цена «МК» в большинстве московских киосков повысится и составит 8 рублей. «Между «МК» и розничными сетями достигнуто соглашение о введении в Москве единой цены на газету, которая позволит в полном объеме покрыть издержки розничных предприятий и сделать рентабельными продажи данного издания»,- отмечается в пресс-релизе. «Мы действительно договорились о формировании единой рыночной цены с большинством московских сетей,- подтвердила эту информацию заместитель гендиректора ИД «Московский комсомолец» Татьяна Мелихова.- Сейчас мы продолжаем переговоры с некоторыми компаниями, поэтому мне бы не хотелось пока обсуждать подробности».

Эксперты отмечают, что данное соглашение - важный прецедент мирного урегулирования конфликта между издателем и распространителями. В российской практике последнего времени издательские и распространительские структуры в случае возникновения споров редко избегают конфронтации. Причина разногласий в том, что издатели хотят контролировать конечную розничную цену своей продукции в киосках, но в большинстве случаев сделать этого не могут. Розничные сети работают с издателями по договору купли-продажи, а не по договору комиссии и потому имеют право самостоятельно определять конечную цену продукта. Немногим крупным издателям удается решить вопрос с розничными продавцами с позиций силы. Тот же «МК», как говорят распространители, в течение последних нескольких лет демпинговал (с целью поддержания тиража) и требовал от сетей распространения минимальных розничных цен. Отказать «МК» распространители не могли - эта газета одна из наиболее популярных в Москве и притягивает покупателей к газетному киоску. Аналогичным образом поступает ИД «Бурда» - его издания обеспечивают некоторым сетям до 50% оборота, и, естественно, распространителям приходится принимать условия такого клиента. Распространители компенсируют не слишком выгодные для себя условия работы с крупными издателями жесткими требованиями к издателям небольшим, например, взимая плату за право присутствия издания в киоске.

В любом случае соглашение практически всех московских розничных сетей с «МК» - первый на рынке пример, когда крупный издатель пошел навстречу просьбам распространителей. «Это потрясающее решение,- говорит президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон.- Оно говорит о том, что и издатели, и распространители устали от конфронтации, и показывает, что саморегулирование рынка возможно». «Это пример того, как издатель может вполне рыночным способом достичь своей цели - контролировать розничную цену. Достаточно просто договориться о такой цене, которая устраивала бы и распространителей»,- говорит глава АРПП Александр Оськин.

Впрочем, вряд ли можно предполагать, что «МК» пошел на увеличение цены газеты по собственной инициативе. «Инициировали соглашение распространители - продолжать работу с «МК» на прежних условиях было невозможно,- поясняет господин Оськин.- Пять-шесть рублей, за которые продается газета, просто неадекватная сумма. Тот же «МК», например, в Европе стоит €1,5».

Как утверждают руководители крупных сетей, они продавали «МК» в убыток, несмотря на то что торговая наценка на газету составляла 100% и более. «МК» оставался для нас убыточным изданием,- говорит глава сети «Метрополитеновец» Михаил Литвинов.- Из-за дешевизны газеты доходы от ее продажи не покрывали наших расходов».

Возможно, издатель «МК» не рискнул обострять ситуацию, понаблюдав, как развивался конфликт с распространителями газеты «Спорт-экспресс» («СЭ»). Напомним, что московские сетевики в начале февраля отказались заключить договоры с «СЭ» на условиях издателя: руководство газеты требовало, чтобы розничная цена на газету не превышала 7 рублей. В результате, как признавали в самом «СЭ», в первые же дни после прекращения поставок газеты в крупные сети ее тираж упал на 13%, а в дальнейшем, по данным Ъ, падение тиража достигло 25%.

Тираж «МК» сейчас колеблется от 600 до 700 тыс. экземпляров, из которых около 150 тыс. распространяется по подписке. Повышение цены газеты также может привести к временному снижению тиража, по экспертным оценкам, на 5-10%. Однако вряд ли падение тиража «МК» будет столь масштабным, как в случае с «СЭ». «Конечно, для части читателей газеты важен даже рубль разницы в цене, однако большая часть аудитории останется лояльна «МК»,- полагает глава агентства «Медиамарк» Константин Исаков.

Константин Воронцов

Читайте также

все новости