Самим фактом появления поправок Дума
продемонстрировала, что способна к сверхинтенсивной работе, если на то есть воля
президента. 50 поправок к законопроекту всего за два дня подготовили четверо из
14 его авторов: Сергей Попов (глава комитета по делам общественных объединений),
Владимир Плигин (глава комитета по конституционному законодательству),
Константин Косачев (глава комитета по международным делам) и Андрей Макаров
(зампред комитета по бюджету).
Законопроект,
одобренный в первом чтении 23 ноября, предполагал запрет на учреждение
некоммерческих организаций (НКО) и членство в них не проживающим постоянно в РФ
иностранцам и лицам без гражданства, расширял перечень оснований для отказа в
регистрации НКО, наделял регистрирующие органы правом запрашивать у НКО их
финансово-хозяйственные документы и проверять соответствие их расходов уставным
целям. Общественные объединения без статуса юридического лица были обязаны
уведомлять регистрирующий орган о своем создании. Второе чтение проекта поначалу
планировалось на 9 декабря, но в итоге было перенесено на 21 декабря, чтобы
учесть замечания президента, поступившие в Думу 9 декабря.
Если подготовленные поправки будут одобрены палатой, то
международные и иностранные НКО в России будут работать почти так же, как и
сейчас. Поначалу авторы закона считали, что иностранцы должны регистрировать
свои организации в виде общественных объединений. Но президент убедил депутатов
не делать этого (Ъ подробно рассказывал об этих предложениях 11 декабря), и
депутаты сохранили для иностранных НКО единственное новшество – "уведомление
регистрирующего органа о своей деятельности". Для отечественных же НКО депутаты
решили ввести норму о регистрации в уполномоченном органе, которым, как
ожидается, станет Федеральная регистрационная служба.
Согласились депутаты и с другой идеей президента: не давать
регистрирующему органу право финансового контроля за НКО. Правда, при этом
депутаты, по совету президента, обязали иностранные НКО информировать
регистрирующий орган о поступлении финансовых средств на территории России. А
отечественные юридические и физические лица должны будут информировать тот же
орган о деньгах, полученных ими от любых иностранных НКО. То есть НКО и
граждане, став информаторами ФСР, сами поставят себя под контроль этого органа.
Если же кто-то из россиян уклонится от уведомления, то заплатит штраф, а
общественные объединения за те же грехи могут подвергнуться ликвидации по
решению суда.
Ликвидировать НКО можно будет и за
"систематическую неуставную деятельность". Правда, участвовавшие в заседании
рабочей группы общественники и правозащитники пытались убедить депутатов
пересмотреть эту норму. Ликвидировать, по их мнению, можно лишь за деятельность,
"направленную на достижение запрещенных законом целей", исчерпывающий перечень
которых дан в ст. 13 Конституции. Но дискуссию резко прервал депутат Макаров,
призвавший общественников осознать, что ни одной из смягчающих поправок могло и
не быть вовсе.
В целом же, даже с предложенными
вчера поправками, закон "фактически отменяет презумпцию невиновности в отношении
общественных организаций", как заявила Ъ лидер ассоциации "Мы – граждане!" Нина
Беляева. Зато представители Общественной палаты, присутствовавшие на вчерашнем
заседании рабочей группы, не уставали нахваливать депутатов за оперативную и
квалифицированную работу (ранее члены палаты обращались к Думе с настоятельным
требованием перенести второе чтение на январь 2006 года). Особой похвалы авторы
поправок удостоились от члена палаты, вице-президента "Медиасоюза" Елены
Зелинской, которая с гордостью сообщила, что "теперь у нас самый либеральный
закон в мире".
Виктор ХАМРАЕВ