Назад

Минпечати устроит «естественный отбор» на рынке печатных изданий

Коллегия Минпечати РФ (МПТР) вчера приняла решение ужесточить контроль за теми печатными СМИ, которые предоставляют неверные выходные данные, и намерена активно применять к ним штрафные санкции. Как стало известно RBC daily из материалов коллегии, до 1 января 2004 года министерство также изучит возможность включения в государственную отчетность об экономической деятельности СМИ сведений о заявленных изданиями тиражах. В то же время чиновники до 1 декабря 2003 года должны рассмотреть возможность регистрации названий печатных СМИ как товарного знака. Коллегия МПТР также обрисовала вчера ситуацию на газетном и журнальном рынках страны. Чиновники отметили, что, кроме проблем отечественной полиграфии, развитие газетного рынка сильно тормозится также его политизированностью. В отличие от газет, журнальный рынок растет опережающими темпами. Число журналов с 2000 года увеличилось на 5 тысяч. Хоть в этом году темпы регистрации этих изданий и замедлились, но это связано с переходом количества в качество, отмечают в МПТР.

Руководство Минпечати РФ на заседании коллегии подтвердило то, что журнальный рынок в настоящее время больше развивается как бизнес. «Наиболее комфортно себя чувствуют «глянцевые» журналы (русские версии известных западных брэндов) с большим содержанием рекламы», – выступая на коллегии, заявил исполняющий обязанности начальника Управления периодической печати МПТР Юрий Пуля. Отечественные издатели предпочитают платить многотысячные роялти, но зато гарантировано иметь в таких изданиях рекламу известных международных компаний. Вывести на рынок новый издательский брэнд непросто. «Успех возможен только при наличии значительных средств, грамотно выбранной потребительской ниши и продуманной стратегии», – сказал RBC daily исполнительный директор исследовательской компании RPRG Андрей Федотов. По словам экспертов, хотя резервы для роста журнального бизнеса в России весьма велики, общее количество реально издаваемых журналов в ближайшее время стабилизируется и даже начнет сокращаться. «Меньше станет журналов «для всех» и «обо всем». Прежде всего это связано с формированием аудитории для каждого журнального издания», – отметил на коллегии г-н Пуля. В материалах коллегии говорится, что состояние журнального рынка на сегодняшний день определяет примерно 600 изданий. Лидерами по тиражам в 2002 году стали еженедельные кроссвордные журналы, доля которых на российском рынке составила 15%, телегиды и журналы о кино – 14,7%, женские журналы – 13,9%. При этом представители Минпечати прогнозируют, что журнальный рынок будет развиваться по уже заданной схеме, то есть перспективные рыночные издания укрепят свои позиции, а остальные, скорее всего, прекратят свое существование.

Газетный рынок России хотя и поражает многообразием (с 1997 года общее количество газет в стране величилось на 15 тысяч наименований), особых денег газетный бизнес своим владельцам не приносит. «В процентном соотношении число реально издаваемых в России газет намного меньше, чем журналов. Да и рыночных проектов совсем немного. За вычетом рекламных изданий, таковых на сегодняшний день – только 10% от общего количества российских газет (24 тысячи – RBC daily). Речь идет о специализированных изданиях о здоровье, даче, огороде, «желтой» и развлекательной прессе, а также о региональных еженедельных газетах общей тематики», – отметил в своем выступлении г-н Пуля. При этом большое количество газет создается «временно», для решения политических задач, «после чего интерес учредителей к ним обычно пропадает, а сами такие издания становятся нежизнеспособны», отметил представитель Минпечати. При этом насыщенность газетного рынка велика, в связи с чем новичкам достичь успеха на нем непросто без прямой финансовой поддержки со стороны бизнеса или власти, а в лучшем случае – перекрестного финансирования в рамках медиахолдингов. Как отметили на заседании представители министерства, доходы от реализации тиражей и размещения рекламы в периодических изданиях не обеспечивают независимого развития большинству отечественных газет и значительной части журналов.

В итоге многие издания в целях привлечения рекламы вынуждены завышать свои тиражи, с чем Минпечати намерено решительно бороться. По данным МПТР, тиражи завышаются на 30-35%, а нередко и в 2-3 раза, что способствует развитию на рынке недобросовестной конкуренции. «Несмотря на то, что еще ранее предпринимались меры по реорганизации Национальной тиражной службы, эффективной системы тиражного аудита в стране не существует. Издания как заявляли неверные выходные данные, так и продолжают заявлять», – сказал RBC daily представитель МПТР. По его словам, Минпечати будет добиваться обязательного внесения выходных данных газет и журналов в отчетность, которая предоставляется в МНС. «Контроль за предоставлением газетами и журналами достоверных выходных данных положительно повлияет на инвестиционную привлекательность отрасли», – сказал RBC daily заместитель генерального директора издательского дома «Проф-Медиа», вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN) Евгений Абов.

Кроме того, чиновники на коллегии выступили против споров и судебных тяжб между издателями, возникающими в связи путницей, возникающей при регистрации названий СМИ. «Действующий закон «О СМИ» устанавливает только одно ограничение – в регистрации нового СМИ отказывается только в том случае, если ранее уже было зарегистрировано издание с тем же названием. При этом закон не уточняет, что считать «тем же названием», – говорит г-н Пуля. Этим активно пользуются издатели-конкуренты популярных изданий, желающие подстроиться под уже «раскрученный» рыночный брэнд. «Не имея оснований отказать, МПТР вынуждено регистрировать такие названия, как «Вояж+», «Новые известия», «Роман-газета XXI век», – утверждает он. На этом проблемы российского рынка СМИ не заканчиваются. Существует немало не нашедших своего читателя газет и журналов, которые либо издаются от случая к случаю, либо не издаются вовсе. Поэтому в МПТР считают, что российскойпериодике нужна здоровая рыночная селекция. «Возможно, что роль катализатора сыграет новый закон «О СМИ», в котором заложена норма обязательной перерегистрации всех СМИ в течение года», – сообщил один из участников коллегии.

По-прежнему имеет место и конфликт интересов между издателями и распространителями. «Первые обвиняют распространителей в недобросовестности, несвоевременных платежах, вымогательстве денег за присутствие в сетях, высокие торговые наценки и ряде других настоящих и мнимых «грехов», – отмечает в своем докладе о «Состоянии российского рынка печатных СМИ» Юрий Пуля. В свою очередь опрошенные RBC daily распространители говорят о непонимании издателями специфики их бизнеса, нежелании инвестировать в его развитие, сетуют на низкую рентабельность сетей продаж. В этой ситуации МПТР в идеале видит на рынке прессы несколько независимых от издателей общенациональных систем распространения печати. «Рынок розничного распространения печати должен сменить форму сотрудничества между издателями и дистрибьюторами. Например, постепенно перейти на работу по договорам комиссии (агентирования)», – предлагают участники коллегии. По мнению участников рынка, однозначного решения всех вышеперечисленных проблем не существует. Однако чиновники и представители СМИ рассчитывают, что новый закон «О СМИ», который в ближайшее время должен быть внесен президентом Владимиром Путиным в Государственную думу, разрешит многие принципиальные противоречия.

Жанна Олейник
Отдел экономики

Читайте также

все новости