В этом году очень тяжело было работать с подпиской – цены на некоторые наши
издания выросли почти в два раза. Как бы кто ни говорил, что цена на печатное
издание – это фактор, не имеющий никакого значения, это не совсем верно. Среди
маркетинговых инструментов цена – один из самых важных и тонких элементов
влияния на продажи и формирование потребительского спроса.
Без сомнения,
когда так вырастают цены, невозможно ожидать, что подписчики пойдут толпой. Не
надо забывать, что и качество доставки не всегда соответствует тому уровню,
который мы хотели бы иметь. Знаем мы и о нехватке кадров в ОПС – нам поступают
звонки с претензиями от подписчиков, которые оформляли подписку на почте. Мы
знаем, что зачастую складывается очень сложная ситуация, когда в почтовом
отделении остается всего один почтальон, который должен обслуживать все
маршруты. Мы все это прекрасно понимаем – и цены, и кадровые вопросы.
Но, тем не менее, рынок подписки развивается. И как бы сегодня ни
говорили, что подписка умирает, это неправда. Я могу это утверждать даже на
примере своего внука Ивана, которому всего шесть лет. Он уже с удовольствием
читает пятничное приложение к газете «Коммерсантъ» – WeekEnd, его рубрики
«Звери» и «Дети», и всегда с нетерпением ждет, когда же принесут очередной
номер. И мой внук не одинок в этом интересе. Современные дети приучаются к тому,
что есть издание, которое каждый день приходит в дом и которое каждый день
читают его родители.
Даже при условии быстрых темпов развития
Интернета, пока жив человек, у него всегда будет устойчивое желание держать в
руках белый лист, испачканный черной краской, который несет ему информацию; он
всегда будет ощущать удовлетворение, взяв свежую газету. Я, например, не люблю
читать газету за кем-то, всегда стараюсь открыть ее так, чтобы она похрустела
мне первой.
Пока мы с вами живы и живы наши дети и внуки, подписной бизнес
будет развиваться и преждевременно делать выводы, что подписка «умирает». Это
неправда. Я оптимист. Оптимист разумный. И я верю, что наш бизнес, хоть и не
развивается семимильными шагами, но на правильном пути. И объединив наши усилия,
мы все равно победим. И не только удержим, но и нарастим тиражи. Потому что мы
труженики. Мы не ждем, что нам сейчас опустится на голову «манна небесная» – мы
каждый день, 24 часа в сутки, работает над тем, чтобы наш тираж завтра вырос и
чтобы подписчиков на наши издания стало больше. И каждое полугодие мы выполняем
поставленные задачи. Я верю в то, что мы будем победителями.