– Что происходило в 2004 году с печатными СМИ
СевероЗападного федерального округа?
– Не могу
сказать, что мы внимательно следили за печатными СМИ Северо-Западного
федерального округа, в большей степени были заняты работой над собственными
проектами. Но, кажется, коллеги могли бы больше получить от растущего рынка
рекламы.
–
Конфликт «Коммерсанта» и Альфа-Банка показал, что столичные СМИ разобщены
полностью, «Коммерсанту» никто не помог. А как вообще дышится в питерском
сообществе издателей?
– За все
время существования прессы не вспомню случая информационных войн в
Санкт-Петербурге. В городе есть несколько клубов издателей и редакторов,
объединяющих людей по профессиональным интересам, где они в спокойной обстановке
разрешают конфликтные ситуации. А в сложных ситуациях СМИ объединяются для
оказания поддержки своим коллегам.
–
Какие тенденции наметились на санкт-петербургском рынке?
– За
последний год можно проследить увеличение количества компаний, основной
деятельностью которых является прямая работа с потребителем. Это, например,
торговые сети, которые самостоятельно стараются выпускать корпоративные печатные
и интернет-издания. Кроме того, московские издательские дома по очереди
включают Санкт-Петербург в планы по развитию. Они заметны на городском рынке и,
таким образом, отнимают часть рекламного пирога у местных СМИ.
– А
как обстояли в 2004 году дела у самого «Делового Петербурга»? Как поживает в
России компания Bonnier Business Press?
– Годовой
оборот ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс» в 2004 году составил 279 миллионов рублей,
прибыль до уплаты налогов – 39 миллионов рублей. Прирост прибыли за год – 14 %.
Годовой оборот ежедневной газеты «Деловой Петербург» составил 262 миллиона
рублей, прибыль до налогообложения – 42 миллиона рублей, прирост прибыли – 16 %.
Если рассмотреть динамику развития рекламного рынка Санкт-Петербурга, то это
около 30 % в год. У «Делового Петербурга» обороты растут быстрее, чем рынок за
год.
–
Сколько у «ДП» подписчиков и сколько газет продается в розницу?
– На
сегодняшний день у «ДП» более 17 тысяч подписчиков, 8 тысяч из них выписывают
газету более двух лет. 3 тысячи экземпляров ежедневно поступает в розницу. Около
60 % розничного тиража «ДП» продается в метро. Примерно 3 тысячи экземпляров
распространяется бесплатно, в таких местах, как залы вылета аэропортов
«Пулково1» и «Пулково2».
–
Что вас больше интересует, увеличение розничных продаж или количество
подписчиков?
–
Безусловно, мы стремимся увеличить количество подписчиков. Рассчитываем, что их
число к 2010 году будет составлять 25 тысяч.
–
Как вы ведете работа с ними? Чем, кроме газеты, стараетесь их
привлечь?
–
Подписаться на газету можно, не выходя из офиса, она начинает приходить к
читателю уже через два дня. Подписка дает возможность получить доступ к текущим
номерам электронной версии газеты и получать все ежемесячные тематические
приложения, включая журнал «Стильный». А также публиковать до четырех бесплатных
текстовых объявлений в газете, участвовать в тематических конференциях,
проводимых издательством для подписчиков.
–
Окупается ли сайт «ДП»? Как соотносятся сайт и газета?
– Сайт и
газета дополняют друг друга, работают вместе. Сайт dp.ru создает свою аудиторию,
его читают московские и региональные компании, у которых есть филиалы или
партнеры в Санкт-Петербурге. Мы хорошо описываем все новости компаний, это
позволяет инвесторам отслеживать ситуацию в городском бизнесе. Если из бюджета
«ДП» убрать инвестиции, сайт «ДП» окупает текущие расходы, приносит средства от
рекламы и доступа, но, конечно, не покрывает инвестиций. Сегодня инвестиции
необходимы для того, чтобы занять доминирующее положение на рынке.
–
Что, помимо газеты и сайта, приносит доход издателям?
– Помимо издания газеты «Деловой Петербург», издательский дом выпускает
ряд бизнес-приложений и справочников, оказывает разного рода услуги.
С 2001 года выходит справочник «Кто есть кто в
деловом Петербурге», посвященный самым влиятельным персонам города. Среди новых
продуктов, 2004 года, «Gazalle бизнеса» – рейтинги компаний малого и среднего
бизнеса и «Золотой выпуск. Топ 100» – ежегодный проект по топ-менеджерам
лидирующих отраслей Санкт-Петербурга и динамике развития предприятий города и
области. На их страницах компании имеют возможность разместить свою рекламу, эти
издания предоставляют читателям необходимую информацию для успешного ведения
бизнеса. Существует отдел по работе и подписке на серию справочников «Бизнес Без
Проблем» – это пополняемые энциклопедии по ведению бизнеса на темы
делопроизводства, продаж, управления.
Кроме того, издательский дом проводит ряд тематических конференций для
представителей малого и среднего бизнеса. Они помогают приобрести новых
подписчиков и поддерживать лояльное отношение к газете.
Среди
дополнительных сервисов можно назвать работу службы справки и информации «ДП»,
которая предоставляет клиентам широкий спектр тематических подборок, адресных
баз данных, результаты ежедневного мониторинга прессы, тематическую ленту
новостей и другую справочную информацию. Курьерская служба доставки «ДП»
распространяет на коммерческой основе разнообразную полиграфическую продукцию и
деловую корреспонденцию.
–
Какие новые проекты и бизнес-приложения вы планируете запустить в ближайшее
время?
– Скоро
читатель увидит новое ежемесячное приложение к газете «ДП» – «Доход»,
посвященное возможностям инвестирования для частных лиц в различные сферы
бизнеса.
–
Каково сейчас соотношение доходов основного издания и остальных проектов
«ДП»?
– Остальные
проекты – это 10 % от оборота.
–
Московская «качественная» пресса пока не стремится переходить на цвет, объясняя
это недостаточным качеством полиграфии в России. Или же боязнью «ошибиться с
имиджем» – как «Коммерсантъ». В то же время «Деловой Петербург» – газета цветная
и в таблоидном формате А3.
– Формат
и цветность – часть нашей концепции. Весь мир переходит с формата А2 на формат
А3 и цвет. Не стоит забывать, что мир цветной. Рекламодатели требуют цвет, а
солидность делового издания определяется, прежде всего, содержанием, а не его
форматом.
–
Год назад газета провела рестайлинг издания с целью сократить время получения
читателем информации. Оценили ли читатели произошедшие изменения? Что еще вы
собираетесь менять в дизайне издания и манере подачи
информации?
– Мы
уменьшили количество рекламы на новостных полосах газеты. Размеры фотографий
стали больше, а материалы – более внятными, интересными и полезными, хотя и
меньшими по объему. Журналисты постоянно ведут работу над тем, чтобы как можно
более профессионально, правдиво и лаконично отображать происходящие события. Все
эти шаги были одобрены читателями. Газета должна соответствовать ожиданиям своих
подписчиков, тем более, что сегодня стоимость подписки на «ДП» среди городских
изданий одна из самых высоких.
– В
столице «Бонниер Бизнес Пресс» имеет собственный корпункт. Есть ли у вас
какие-то виды на Москву?
– У холдинга «Дагенс Индастри» есть собственный
взгляд на бизнес и традиции в России.
Сегодня ведутся исследования и проработка концепции развития проектов
издательского дома по всей территории России.
Справка:
Олег Александрович Третьяков
родился 5 июля 1966 года в городе Лиепае Латвийской ССР. Образование высшее,
в 1993 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного
университета.
Работал на Балтийском заводе. С 1989 года, одновременно с
учебой в ЛГУ, сотрудничал с газетами «На страже Родины», «Смена», с агентством
ТАСС.
С 1990 по 1991 годы работал репортером газеты «Невское время». С
1991по 1992 годы – заведующий бюро Российского информационного агентства, затем
– корреспондент информационного агентства «Интерфакс». С 1993 года – главный
редактор газеты «Деловой Петербург».
«Деловой Петербург» издается с 1993
года компанией «Бонниер Бизнес Пресс», одним из пяти медиаподразделений
«Бонниер Груп» – старейшего в Швеции издательского дома, существующего более 150
лет. Его штаб-квартира расположена в Стокгольме. Сфера деятельности – издание
деловых газет и сопутствующих печатных продуктов.
Помимо Скандинавии,
«Бонниер Бизнес Пресс» активно работает в девяти европейских странах. Осуществив
несколько проектов в Скандинавии, в 1989 году компания выпустила первую на
территории бывшего Советского Союза совместную газету – эстонскую AripAev. В
1992 в Латвии начинает выходить газета Dienas Bizness, в Литве Verslo Zinios.
Сегодня газеты компании выходят в Швеции, Дании, Латвии, Литве, Эстонии, Польше,
Австрии, Словении и России.
25 мая 1993 года вышел пилотный номер газеты
«Деловой Петербург». С осени 1993 года «ДП» выходит два раза в месяц. С 1 января
1994 года – еженедельно, с 1 апреля 2000 года «Деловой Петербург» начинает
выходить ежедневно.
Сегодня «Деловой Петербург» – ведущая ежедневная газета
о бизнесе и для бизнеса в Санкт-Петербурге. Ежедневный тираж 23 000 экземпляров.
Аудитория каждого номера – 90 000 читателей.