- О необходимости ввести единые правила, по
которым должны работать и издатели, и распространители, говорят уже давно.
Почему до сих пор не удалось это сделать?
- Действительно, с
1997 года предпринимались попытки создания таких правил. Но они так и не начали
работать, так как они всегда писались "сверху", общественными организациями, а
участники рынка существовали сами по себе.
Сейчас, к счастью, этот процесс
пошел "снизу" - сами распространительские сети осознают, что необходимо создать
общие правила поведения на рынке.
- Будет ли создание некоммерческих партнерств, представляющих
интересы различных участников рынка распространения, таких как "Издательская
инициатива", "Распространение прессы" и других,
способствовать внедрению единых правил на этом рынке?
-
Очень этого хотелось бы, но пока создание некоммерческих партнерств ни к чему не
привело. Недавно было создано первое объединение крупнейших распространителей
- НП "Распространение прессы". Может быть, у них что-то и получится. Но наш
рынок продвинулся бы гораздо дальше, если бы между собой договорились издатели
- пока издательское сообщество дробится на части, оно не может влиять на
правила распространения как единая сила. Сейчас издатели могут договариваться с
распространителями только в двустороннем порядке. Отрадный факт появления
"Издательской инициативы", к сожалению, ни к чему хорошему не
привел - издатели так и не смогли сесть за один стол. А пока крупные издатели
не договорятся, влияние всех этих структур практически нулевое.
- Что же мешает им объединиться?
- Главным
камнем преткновения становятся новые продукты издателей. Понятно, что
распространители не должны рисковать при выводе нового издания на рынок, и тут необходимо создать единые
правила вхождения новых изданий в сети распространения. Но они должны быть едины
для всех. Сейчас же, как только у крупного издателя появляется новый продукт,
обо всех договоренностях с коллегами забывается и делается все, чтобы издание
попало в сети распространения. И это понятно - удельный вес рекламы в структуре
доходов издателей постоянно растет, и им необходимо обеспечить присутствие
журнала в сетях. Таким образом, именно борьба за рекламодателя не позволяет
издателям договориться.
- Будет ли
способствовать введению единых правил распространения создание
распространительских холдингов и укрупнение оптовиков?
- В крупной сети легче обеспечить
информационный обмен между торговыми точками и издателем и тем самым
способствовать грамотному распределению тиражей. Сейчас, к счастью, все больше сетей
отслеживают продажи на каждой конкретной точке в режиме реального времени и на
основе этого анализа подбирают индивидуальный ассортимент для точек продаж. Ведь
если в пятистах киосках одной сети одинаковый ассортимент, для распространителя
это всегда будет затратно: понятно, что в центре города будут лучше продаваться
одни журналы, а в спальных районах - другие. Сейчас это четко осознают
дистрибуторы, работающие с супермаркетами, но то же самое должно
распространиться и на киосковые сети. И укрупнение игроков рынка распространения
будет способствовать внедрению новых технологий продаж.
- Может ли укрупнение отдельных распространителей
привести к монополизации рынка одним из них?
- Конечно, "Роспечать", "ДМ", "АиФ" и другие игроки сейчас
работают над укрупнением своих сетей. Но монополизации рынка в России не будет.
Слишком большая у нас страна, чтобы несколько игроков смогли контролировать
рынок. И хотя пока рано говорить о появлении крупных региональных игроков,
нельзя совсем исключать возможность их появления.
Интервью взяла Юлия
КУЛИКОВА