Праздники и будни
Сентябрь стал
месяцем периодической концентрации журналистского сообщества, «пережившего»
целый ряд корпоративных форумов. Самый глобальный случился под конец месяца в
Сочи. 24-28 сентября здесь прошел общефедеральный XI фестиваль «Вся Россия —
2006» с участием более двух тысяч представителей электронных и печатных СМИ.
Чуть раньше (15 сентября) отгремел традиционный Бал уральской прессы — в
Екатеринбург съехались ее представители из Свердловской, Челябинской, Тюменской,
Пермской и Курганской областей. 7-8 сентября состоялся VIII фестиваль средств
массовой информации Челябинской области. С 5 по 9-е длился VII Дальневосточный
фестиваль средств массовой информации «Новое время», собравший около 130
участников.
Сроки проведения двух последних мероприятий включали День международной солидарности журналистов (8 сентября), к которому во всем мире приурочивают съезды, конференции и фестивали. В России 8 сентября — пятая журналистская «дата» календарного года. Официально или не очень, но праздники СМИ у нас отмечаются в январе (День российской прессы) и мае (Всемирный день свободы прессы, День печати, День радио). Что до журналистской солидарности, то тут фактуры немного, запуск каких-либо корпоративных механизмов в российской медиасреде — явление нечастное. Поэтому и отношение к празднику разное. К примеру, в Калмыкии восьмого сентября состоялся учредительный съезд местного Союза журналистов, воссозданного по инициативе республиканских, городских и районных газет. В архангельском Союзе журналистов информагентству REGNUM заявили, что отмечать День международной солидарности не собираются. А в редакции еженедельника «Неделя города» (г. Волжский, Волгоградская область) в сентябре вообще было не до торжеств. Как сообщило агентство «НовостиВолгограда.РУ», незадолго до 8 сентября стало известно о закрытии газеты, готовившейся к своему 10-летнему юбилею.
В интересах отрасли
В Рыбинске после двух лет простоя
возрождается «Полиграфмаш» — единственное отечественное предприятие, выпускавшее
машины для печати газет и книг. Как писала в сентябре «Российская газета», с
начала 2006 года инвестиции в предприятие составили около 200 млн. рублей. Уже
сейчас оно занято выпуском двух машин для типографий в Улан-Удэ и Златоусте и
обеспечивает работой более 800 человек.
Специалисты считают, что возрождение рыбинского «Полиграфмаша» будет способствовать развитию отечественной полиграфической отрасли, поставленной в неравные конкурентные условия с зарубежными производителями. О необходимости такого развития говорят и в Сибири. В конце августа в Новосибирске состоялось первое заседание правления недавно созданного «Сибирского полиграфического союза» (СПС), объединившего руководителей крупнейших полиграфических предприятий из Новосибирска, Красноярска, Омска, Кемерово, Томска, Барнаула. В сентябре СПС начал «подступы» к решению одной из самых актуальных проблем отрасли — подготовке кадров.
По словам Александра Епифанова, исполнительного директора СПС, в Сибирском федеральном округе работают около 500 полиграфических предприятий. А количество специальных учебных заведений и их выпускников — ограничено. Особая сложность — кадры с высшим образованием. Технологов полиграфической промышленности в Сибири готовит только омский университет. «К тому же они, как правило, оседают в Омске, поскольку далеко не все предприятия в других городах могут предложить достойные условия для проживания и обустройства», — говорит Александр Епифанов.
В октябре делегация СПС примет участие во всероссийском совещании полиграфистов, где, в частности, будет решаться вопрос создания федеральной отраслевой общественной организации.
Власть и СМИ
На фоне августовской волны конфликтов по
линии «СМИ-власть» сентябрь выдался относительно спокойным и даже особенным,
если учесть, что в республике Алтай впервые в стране чиновника осудили по ст.
144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
с использованием служебного положения). Начало уголовному делу положило
обращение нескольких редакторов республиканских газет. Конец — приговор
Горно-Алтайского городского суда, согласно которому бывший председатель Комитета
по информационной и национальной политике республики получил 10 месяцев лишения
свободы (условно) и потерял право занимать государственные должности в течение
года.
В Перми в продолжение конфликта с властью газеты «Пермский обозреватель» состоялось заседание Большого жюри Пермской организации Союза журналистов России. Профессиональное сообщество наконец-то официально высказалось по поводу скандальной ситуации, вызванной обысками, конфискацией документов и прочими «палками в колеса» редакции. Жюри констатировало, что «конфликт отражает сложившуюся непростую обстановку на информационном поле Пермского края» с силовыми действиями в отношении СМИ, чья позиция не совпадает с позицией власти. Впрочем, и самим журналистам «Пермского обозревателя» было рекомендовано «обратить внимание на проблемы корректности в своей работе в соответствии с Кодексом профессиональной этики».
Еще один прецедент (ситуация с распространением газеты «Иваново-Пресс») рассматривался на первом после летних каникул заседании комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Напомним, что газету отказались реализовывать предприятие «Роспечать», почта, с издателем расторгнут договор аренды редакционного помещения.
Поводом обратить внимание на положение районной прессы в отдельно взятом регионе в сентябре стал арест главного редактора районной газеты «Балейский рабочий» (Читинская область). Само происшествие в читинских медиакругах получило неоднозначную оценку, но факт сложных отношений районной прессы с властями остается. «С началом реформирования системы местного самоуправления судьба районных газет оказалась под угрозой, — рассказывает Лариса Калгина, председатель Читинской областной организации Союза журналистов России. — В районах с мудрыми руководителями возможность поддерживать СМИ находится. Там, где у властей не хватает дальновидности или элементарной грамотности, СМИ пытаются "зажимать". Прежде всего, экономически — "урезают" их финансирование или отказывают в нем». Сегодня в Читинской области, как и в других субъектах РФ, идет волна перерегистрации районной прессы, газеты пытаются разобраться со своим организационно-правовым статусом, найти источники существования. В области работают более 30 районных СМИ. Несмотря на трудности, ни одно из них пока не закрылось — газеты присутствуют в каждом районе.
Проблемы с муниципальным финансированием районных СМИ существуют и в Нижегородской области, где, по сообщению НИА «Нижний Новгород», этим вопросом озаботилось областное правительство. В сентябре на заседании Законодательного собрания Нижегородской области было сказано, что дотации из областного бюджета на поддержку районных СМИ в 2007 году вырастут на 9,2%. Кроме того, «правительство может оказывать поддержку районным СМИ за счет госзаказа. В этом году из бюджета на госзаказ для СМИ было направлено 3,5 млн. рублей».
А вот в Псковской области заказ областной власти средствам массовой информации в сентябре впервые материализовался в грантах. «Мы заинтересованы в том, чтобы в СМИ появлялась общественно-значимая информация, и готовы такие темы частично проплачивать», — назвал одну из причин нововведения Олег Добрынин, заместитель начальника управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области. Областные власти определили пять актуальных тем — модернизация социальной сферы Псковской области, реализация в регионе приоритетных национальных проектов, популяризация историко-культурной самобытности, государственных праздников и государственной символики РФ, пропаганда спорта и здорового образа жизни. Самой «дорогостоящей» была тема «социалки». На этот грант в 450 тыс. руб. претендовало наибольшее количество СМИ. Второе место по числу поданных заявок заняла тема национальных проектов. В конкурсе, прошедшем 12 сентября, участвовали 14 СМИ с 31 проектом. Победителями названы 13 средств массовой информации. Сумма полученных грантов варьируется от 150 тыс. до 40 тыс. рублей.
Рождения и возвращения
В сентябре «сетевики»
продолжили стратегию региональной экспансии.
13 сентября расширилась
география присутствия журнала «Большой город» (ИД «Афиша») — кроме Москвы,
Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Краснодара
издание начало выходить в Ростове-на-Дону, Казани, Самаре. Общий тираж «Большого
города» по стране составил более 340 тыс. экземпляров.
В начале сентября в Казани вышел первый номер телегида «Теленеделя». Татарстан стал 12-м регионом запуска издания «Украинского Медиа Холдинга». В этом же месяце в Омске завершилось брендозамещение местного журнала «Времена года» на «Теленеделю», в Челябинске на общий формат «Теленедели» продолжил переход телегид «Городской дилижанс».
О присоединении к своей сети Чебоксар в сентябре объявил издательский дом «Банзай» (Екатеринбург). Тираж журнала «Банзай» в столице Чувашии составил 3 тыс. экз.
Новый сетевой проект — каталог семейных покупок «9 линий» — в Казани и Челябинске запустил екатеринбургский ИД «АБАК-Пресс». Каталог уже более шести лет издается в Екатеринбурге, решение о построении сети было принято в середине этого года. До конца 2007-го «9 линий» должны появиться в 17 городах России.
Новые местные печатные СМИ в отдельных городах отличались не только тематическим разнообразием, но и «способом исполнения».
1 сентября сразу два издания запустил в Барнауле ИД «Алтапресс» — мужской журнал «Мот» (тираж 5 тыс. экз.) и информационно-рекламную газету бесплатного распространения «Читай, город!» (150 тыс. экз.).
В Ростове-на-Дону и Вологде появились литературно-художественные журналы. Вологодские литераторы получили свой «Лад». А в Ростове-на-Дону прошла презентация «Донского слова», приуроченная к выходу уже второго номера издания.
В Тюмени сургутский издатель ЗАО «СИА — ПРЕСС» начал выпуск рекламно-информационного еженедельника бесплатного распространения «Седьмой Этаж».
В Московской области увидел свет первый номер информационно-аналитического журнала «Федеральное Подмосковье», созданный по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе и Ассоциации общественных приемных полномочного представителя Президента РФ в ЦФО в Московской области.
В Забайкалье тиражом в 10 тыс. экз. стартовала первая газета для автомобилистов «Авто-Ритм».
В Екатеринбурге издательский дом «ИнтерМедиаГруп Урал» выпустил приложение к газете «Ва-Банкъ» — «Ва-Банкъ Деньги» (тираж 344 тыс. экз., бесплатное распространение по почтовым ящикам). В этом же городе появился журнал «Сфера интересов», чей тираж измеряется в компакт-дисках. «Продукт представляет собой первый глянцевый журнал, который выходит не на бумаге, а на электронном носителе, — сообщает «URA. Ru», — Выглядит новинка как обычный DVD-бокс, внутри которого — компакт-диск. На нем записан ди-джейский сет, который можно проигрывать на любом аудио-носителе.
Кроме того, диск можно просматривать на любом персональном компьютере — внутри оказывается настоящий глянцевый журнал на ста с лишним страницах, с дизайном столичного уровня и интересными текстами«. Первый тираж «Сферы интересов» — 5 тыс. CD. По словам его создателей, журнал будет выходить каждые две недели с постепенным наращиванием тиража.
Свои электронные версии разместил в Интернете петербургский деловой журнал The Chief. Этот шаг, как считают в редакции, должен обрадовать в первую очередь читателей, проживающих вне пределов России, поскольку печатная версия не всегда доступна в связи с высокими почтовыми тарифами. Свежие выпуски журнала за небольшую плату теперь можно получать с двух сайтов.
В Санкт-Петербурге 15 сентября к списку районов распространения газеты «Мой район» добавились отдаленные районы города. В этом же месяце питерский проект пришел в Москву. В результате поэтапного охвата районов столицы в течение первого года тираж московского издания планируется увеличить до 513 тыс. экземпляров.
На Урале в виде журнала «Магазин политики» возродился политический самиздат. Еженедельник тиражом до 500 экземпляров — совместный труд политологов и журналистов. «Первый номер мы распространили через рестораны. Я считаю, что именно там обитает грамотная читающая публика. Однако после первого же номера рестораторы отказались от распространения нашего журнала. Видимо испугались неприятностей с властями», — рассказал «Новому Региону» Константин Киселев, главный идеолог и куратора самиздата, председатель уральской гильдии политических консультантов. «По его словам, проект был задуман отнюдь не под предстоящие выборы и даже не для саморекламы, а просто из «любви к искусству», — пишет корреспондент «Нового Региона».
И под занавес — возвращение жертвы «карикатурного скандала». «Московский
комсомолец в Вологде и Череповце» сообщил, что вологодская газета «Наш регион»,
в феврале 2006-го закрытая по решению учредителя, получила свидетельство о
регистрации и в ближайшее время вновь может появиться на рынке печатных изданий
региона.
Светлана Салтанова