Особый статус совещания, прошедшего во вторник в Пекине,
подчеркивался уже самим местом его проведения. 450 главных редакторов крупнейших
телекомпаний, радиостанций, газет, журналов и интернет-изданий, входящих во
Всекитайскую ассоциацию журналистов, пригласили в дом народных собраний на
площади Тяньаньмэнь – место проведения главных форумов китайской партийной и
государственной номенклатуры. Центральное место в повестке дня отводилось
докладу члена ЦК КПК Ли Чанчуню. Этот 58-летний уроженец провинции Ляонин, один
из девяти самых могущественных людей в партии, отвечает за пропаганду и работу
со СМИ. Поэтому его выступление перед главами крупнейших СМИ сразу было
воспринято как знак того, что власть собирается огласить новый курс в работе с
медиасообществом.
Товарищ Ли сразу заявил, что "работа на информационном
фронте должна проходить только под руководством партии и должна отражать работу
партии и государства". "Мы должны объединить помыслы партии и народа с духом
ЦК",– наставлял журналистов Ли Чанчунь. По его словам, для решения этой задачи
необходимо доводить до населения все речи председателя Ху Цзиньтао и вообще как
можно чаще цитировать в своих материалах слова товарища Ху. "Вы должны четко
улавливать настроения общественности и направлять их в нужное русло",– подытожил
Ли Чанчунь.
Программное выступление Ли Чанчуня расставило последние
точки над i в плане работы со СМИ, принятом Ху Цзиньтао и его командой. За
последние три года китайцам существенно ограничили доступ к иностранным СМИ,
прежде всего к спутниковым каналам. Был закрыт ряд изданий, редакционная
политика которых шла вразрез с партийной идеологией. А в сентябре Пекин достроил
вертикаль своей информационной власти, превратив государственное информагентство
"Синьхуа" в монополиста на китайском медиарынке (см. Ъ от 11 сентября).
Совещание главных редакторов показало, что партийное руководство отводит
СМИ важную роль в осуществлении плана гармонизации китайского общества,
принятого на прошедшем в начале месяца 6-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва. Согласно
этому плану, до 2020 года руководство КНР будет бороться с назревающим
социальным взрывом и займется главной внутренней проблемой страны: увеличением
разрыва между богатыми горожанами и бедными крестьянами. В рамках этого плана
СМИ должны разъяснять политику партии, сообщать больше положительной информации
и избегать тем, будоражащих общество.
Александр
ГАБУЕВ