Назад

Перенасыщение СМИ прямой рекламой может стимулировать бурное развитие в России рынка BTL-услуг

BTL-услуги включают в себя директ-маркетинг – прямую почтовую и e-mail рекламу, телефонный маркетинг, каталожную торговлю и т.д., рекламу в местах продаж, спонсорство, PR-поддержку и другие инструменты, стимулирующие продвижение товаров. На встрече с журналистами в среду эксперты АКАР впервые оценили состояние и перспективы развития рынка BTL и пришли к выводу, что развивается он чрезвычайно быстро. «Тема нетрадиционных маркетинговых коммуникаций стала уже настолько значимой в России, что сегодня она заслуживает отдельных специальных оценок. Правда, эксперты решили не оценивать в процентах прирост рынка по сравнению с прошлым годом, потому что раньше использовались совершенно неверные методики, которые просто на уровне «плюс-минус лапоть» вычисляли некий процент доли BTL от затрат на медиа. Поэтому сравнение прошлых цифр снынешними было бы некорректным. Сегодняшние цифры значительно более точные и поэтому реально отражают состояние рынка», – сказал на пресс-конференции президент АКАР Владимир Евстафьев.

Дело в том, что сегодня наблюдается перенасыщение прямой рекламой на телевидении, в «наружке», в печатных СМИ. «К сожалению, идет переполнение рекламой медийных средств – телевидение уже достигло ситуации, когда там больше не могут наращивать объем рекламы. То же самое с «наружкой». Пресса при большом объеме рекламы превращается в рекламную и перестает быть интересной. Поэтому сектор BTL быстро развивается», – сказал на мероприятии аналитик АКАР Алексей Балабанов. Дело в том, что прямая реклама дорожает – за прошлый год, например, цены на телевидении выросли почти на 40% – но при этом ее эффективность снижается. «В месяц на человека обрушивается 15 тысяч рекламных сообщений, и, конечно, обеспечить себе предпочтение рекламодателям не так просто», – считает Владимир Тихоненков, управляющий директор агентства Wunderman Russia.

Именно поэтому вскоре может произойти некоторое смещение акцентов при распределении рекламных затрат. По оценкам экспертов, крупнейшие российские рекламодатели в 2003 г. потратили на директ-маркетинг и другие коммуникации, не относящиеся к традиционной рекламе в СМИ, более 24% своих рекламных бюджетов. Расходы двадцати пяти крупнейших рекламодателей составляют 50% рынка этих коммуникаций. А всего объем российского рынка BTL-услуг составил в 2003 г. 840 млн долл. «Растет количество и качество услуг в секторе BTL. Цена у них остается довольно низкой и стабильной, потому что в России пока что даже традиционная реклама по мировым меркам чрезвычайно низкая, она ниже в разы», – говорит Владимир Евстафьев. Как рассказал RBC daily председатель секции директ-маркетинга АКАР, генеральный директор РА «Конмарк ДМ» Николай Угаров, например, в России отправить письмо стоит 13 американских центов. А в Германии – 50 евроцентов. BTL-услугами в России уже активно пользуются банки, продавцы дорогих товаров и услуг – автомобилей, путешествий, дорогой бытовой техники (PR-акции и почтовая рассылка). Привлекательны BTL-инструменты и для мелких рекламодателей. «Если у тебя небольшая целевая аудитория, то использовать традиционную рекламу не всегда правильно. Скажем, небольшим рекламодателям дешевле и эффективнее сделать почтовую рассылку в том районе, где они работают», – говорит Алексей Балабанов. В дальнейшем, хотя состав рекламодателей и останется неизменным, затраты на непрямую рекламу будут только расти.

Рынок BTL в 2004 году может достичь объема 900 млн долл., а к 2010 г., по прогнозам Алексея Балабанова, он увеличится не менее чем в 5 раз. Правда, это примерная оценка. «Прогноз этот очень расплывчатый, и сделан только потому, что люди очень любят прогнозы. Когда у нас будет небольшой тренд – хотя бы два года наблюдений за рынком, тогда можно будет говорить о более определенных прогнозах», – признался RBC daily Алексей Балабанов. Но на сегодня в России сектор BTL является перспективной частью рекламного рынка. «Например, в развитых странах – в США, Германии и др., количество коммерческой корреспонденции, приходящей одному человеку, составляет 40–50%. То есть почти каждое второе письмо, которое получает человек, – коммерческое. Иногда в США по разным сегментам эта цифра доходит до 84%. В России же, если брать все население РФ, а не только Москву, этот показатель составляет порядка 7–10%, то есть каждое десятое или даже каждое пятнадцатое письмо является коммерческой рекламой», – сказал на пресс-конференции Николай Угаров.

Правда, то, как именно будет развиваться рынок непрямой рекламы в России, до конца пока не ясно. По мнению Алексея Балабанова, либо Россия повторит сценарий развитых западных государств, где на BTL приходится больше затрат, чем на прямую рекламу (так, в Европе на нетрадиционную рекламу тратится 54% рекламных бюджетов, в США – 56%), либо у нашей страны будет собственный путь, то есть объем затрат на BTL-услуги не превысит объем традиционной рекламы и они останутся лишь вспомогательным средством для продвижения товаров и услуг.

Андрей Сердечнов

Читайте также

все новости