Назад

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ: Виды договоров между издателем и распространителем


Договор поручения

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Ключевым моментом в договоре поручения является действие поверенного от имени доверителя. По сделке, заключенной поверенным, обязанным становится доверитель. Это означает, что правоотношение по заключенному поверенным договором существует между доверителем и контрагентом по этому договору. Поэтому дальнейшее исполнение договора должно производиться непосредственно доверителем третьему лицу, с которым поверенный заключил договор. Например, от имени доверителя должны оформляться счета-фактуры, накладные и т.п.

Использование этого вида посреднического договора представляется очень удобным при распространении изданий по подписке при небольшом количестве потребителей. При заключении договора поручения с распространителем, распространитель только заключает договоры с подписчиками и больше никак с ними не взаимодействует, исполняет заключенный распространителем договор непосредственно издатель. Использование договора поручения позволяет: снизить затраты издателя на вознаграждение посредника; подписчик будет получать издания «из первых рук»; претензии по качеству, подлежащие удовлетворению, будут поступать в четко определенный срок и также «из первых рук»; уменьшить распространителю документооборот (отсутствие необходимости в выставлении счетов-фактур, составлении накладных, актов и прочее).


Договор комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Поэтому по сделкам, заключенным комиссионером, все исполнение - как юридическое, так и фактическое - осуществляется им: комиссионер отгружает товар, оформляет от своего имени необходимые документы, в т.ч. счета-фактуры, накладные.


Договор агентирования

По агентскому договору посредник может действовать и как поверенный, и как комиссионер. Кроме того, агентский договор позволяет выделять в договоре другие услуги («фактические действия»), например, приемка, доставка товара.

Проводя сравнительный анализ посреднических договоров и договоров поставки между издателями и распространителями, будем исходить из того, что сторонами используется такая наиболее типичная разновидность посреднического договора, как агентский договор на условиях комиссии.

Ниже приводятся преимущества и недостатки применения при распространении печатных изданий посреднических договоров. Преимущества и недостатки приведены в сравнении с договорами поставки. Однако надо учитывать, что преимущества (недостатки) для распространителя, не всегда являются  недостатками (преимуществами) для издателя.

Сбалансированный договор выгоден всей отрасли. Например, практически все распространители, в том числе организации федеральной почтовой связи, используют для распространения по подписке агентские договоры. Основной причиной этого является не налоговое планирование, хотя и это обстоятельство имеет значение, а то, что ни почта, ни подписные агентства не могут учесть на своем балансе огромное количество подписных изданий, большая часть из которых через этих распространителей физически не проходит, а доставляется подписчику напрямую от издателя.


Преимущества использования посреднического договора для издателя:

1. Посреднический договор позволяет издателю контролировать конечную цену реализации и территорию распространения издания. В свою очередь, договоры поставки, по общему правилу, не предполагают определения территории распространения и определения цены реализации изданий потребителям. Такое, конечно, возможно, но это скорее является исключением, т.к. распространитель, который закупает продукт у издателя, становится собственником издания, а соответственно, приобретает абсолютные права владения, пользования и распоряжения изданиями по своему усмотрению. К тому же, если в договоре поставки и предусмотрена территория распространения и конечная цена реализации издания, то нет механизма, который бы обеспечивал контроль за соблюдением таких условий. В посредническом договоре эти условия позволяет контролировать, во-первых, сам договор (условия, на которых должны быть заключены договоры с покупателями, - необходимый элемент посреднического договора); во-вторых, отчеты посредника, наличие которых обязательно. Существуют также юридические механизмы воздействия на посредника в случае неудовлетворительного исполнения поручения (например, издатель вправе не утверждать отчет распространителя по выполнению поручения, в результате чего посредник может лишиться вознаграждения).

2. Посреднические договоры позволяют установить единую цену издания для всех покупателей, в том числе потребителей, независимо от территории распространения и др. В первую очередь, это позволяет сделать то, что расходы по доставке изданий до соответствующей территории несет сам издатель, а не распространитель. При купле-продаже распространитель становится собственником и несет все перечисленные расходы самостоятельно, что вынуждает распространителей увеличивать конечную цену изданий в целях компенсации этих расходов.

3. При заключении посреднического договора не существует юридических и налоговых проблем с  возвратом нереализованных периодических изданий, так как нет самого юридического возврата (издания как были, так и остаются в собственности издателя). В то время как при поставке изданий возникает очень много сложностей по оформлению указанных возвратов.


Недостатки посреднических договоров для издателя:

1. При распространении изданий по посредническим договорам право собственности на издания не переходит от издателя к распространителю, издания остаются в собственности издателя до момента передачи изданий подписчику. Таким образом, издатель не может списать переданные распространителю издания со своего баланса. При заключении договора поставки право собственности переходит к распространителю, как правило, с момента отгрузки продукта издателем.

2. При распространении изданий по посредническим договорам трудно рассчитать временной промежуток для претензий по качеству изданий, т.к. окончательную приемку изданий производит конечный потребитель, который становится собственником издания. Нельзя точно определить, где издание потеряло качество (в дороге или в типографии),  а также своевременно переадресовать претензии типографии.

3. Увеличение налогооблагаемого оборота  связано с тем, что при распространении изданий по посредническим договорам ценой реализации для издателя является конечная цена, по которой издания продал его посредник-распространитель. Поэтому помимо реализации собственных доходов в цену реализации у издателя включается вознаграждение распространителя, в отличие от надбавки распространителя по договорам поставки.


Преимущества посреднических договоров для распространителя:

1. Отсутствие перехода на права собственности на издания, соответственно, отсутствие необходимости учитывать издания на собственном балансе, а также осуществлять приемку по качеству. Тогда как договор поставки подразумевает переход права собственности вместе со всеми рисками.

2. Уплата налогов не с продажной цены изданий, а только со своего вознаграждения.

3. Возможность дистрибьютора возместить расходы, связанные с распространением, за счет издателя. При заключении договора поставки распространитель самостоятельно несет все расходы по дальнейшему распространению изданий. Включение условий о возмещении расходов, например по доставке, в договоры поставки вызывает претензии налоговых органов, поскольку эти расходы касаются чужого товара (ведь  право собственности на него уже перешло к распространителю).

4. Распространитель не несет риска нерентабельности изданий, т.к. получает фиксированную сумму вознаграждения, независимо от количества распространенных изданий. При использовании договора поставки распространитель, приобретя издание в собственность, несет риск неокупаемости затрат, произведенных им на приобретение и распространение издания (отсутствие спроса).

Недостаток посреднических договоров сегодня состоит и в том, что вознаграждение посредника, осуществляющего реализацию изданий (кроме изданий эротического и рекламного характера), подлежит обложению НДС по ставке 18% (кроме вознаграждения за оформление и исполнение подписки до 31.12.2004), в то время как надбавка при купле-продаже печатных изданий облагается по ставке НДС 10%.

 

Андрей Тарасов,
научный сотрудник
Института государства и права Российской академии наук

Людмила Дембовская,
юрисконсульт ОАО «Агентство «Роспечать»»

 

Читайте также

все новости