Этот категорический вывод прозвучал вчера на заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания. Статистика, как отметил Юрий Пуля, говорит о неуклонном ухудшении ситуации. Так, если в 1995 году в стране было около 50 миллионов подписчиков печатных СМИ, то сейчас их число не превышает 20 миллионов. По подписке ныне распространяется 29 процентов годового тиража печатных СМИ, в то время как среднемировой показатель - 35 процентов. Еще более тревожно то, что наблюдается тенденция к снижению доли распространения по подписке: еще в 2003 году она составляла 40 процентов. Причем, по оценке представителя Федерального агентства по печати, отчетливо наблюдается перераспределение читательского интереса от общественно-политических ежедневных изданий к преимущественно развлекательным еженедельным.
Все эти проблемы, как отмечалось на заседании профильного комитета ТПП, замыкаются на национального почтового оператора - ФГУП "Почта России", объединяющее более 41 тысячи отделений связи. Причина столь серьезных проблем с подпиской в значительной степени экономическая: затраты подписчика, складывающиеся из цены издателя, вознаграждения подписного агентства и цены доставки, значительно превышают розничную стоимость. Однако к этому добавляются и недопустимо долгие сроки доставки тиражей. Для преодоления такой ситуации, считает Пуля, нужны серьезные законодательные инициативы: "перевести подписку из коммерческой в универсальную услугу, придать ей статус социально важной услуги". Экономическим фундаментом этой новации может стать обеспечение на всей территории страны равенства подписных цен - причем в этом случае компенсировать затраты "Почты России" должен будет федеральный бюджет. Предлагается также ввести единую льготную ставку НДС в 5 процентов на все виды услуг по изготовлению и распространению периодических печатных СМИ, включая подписку на них. И, наконец, как сообщил Пуля, "было бы неплохо обязать ФГУП "Почта России" доставлять печатные СМИ подписчикам в день их выхода.
В свою очередь вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов сообщил, что не существует данных о числе реальных игроков на этом рынке. Есть лишь одна известная величина: число официально зарегистрированных СМИ. "А это ведет к уменьшению доли печатных СМИ в рекламных бюджетах", - сделал обращенный к коллегам по бизнесу вывод Евгений Абов.
Впрочем, шаг вперед уже сделан: создан единый классификатор печатных СМИ. Но
нужно создавать стимулы для издателей, чтобы они предоставляли о своей
деятельности достоверную информацию. "Если не решить проблему статистики, то не
выйти на решение всех остальных проблем отрасли", - подытожил председатель
комитета ТПП, генеральный директор ФГУП "Российская газета" Александр Горбенко,
мотивируя срочное вынесение на обсуждение членов комитета именно этого, на
первый взгляд чисто технического вопроса.
Игорь
ВЕЛЕТМИНСКИЙ