Назад

Подписка преткновения. Агентство по печати ищет меры по стимулированию распространения газет

Так оценил ситуацию заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрий Пуля.

Этот категорический вывод прозвучал вчера на заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания. Статистика, как отметил Юрий Пуля, говорит о неуклонном ухудшении ситуации. Так, если в 1995 году в стране было около 50 миллионов подписчиков печатных СМИ, то сейчас их число не превышает 20 миллионов. По подписке ныне распространяется 29 процентов годового тиража печатных СМИ, в то время как среднемировой показатель - 35 процентов. Еще более тревожно то, что наблюдается тенденция к снижению доли распространения по подписке: еще в 2003 году она составляла 40 процентов. Причем, по оценке представителя Федерального агентства по печати, отчетливо наблюдается перераспределение читательского интереса от общественно-политических ежедневных изданий к преимущественно развлекательным еженедельным.

Все эти проблемы, как отмечалось на заседании профильного комитета ТПП, замыкаются на национального почтового оператора - ФГУП "Почта России", объединяющее более 41 тысячи отделений связи. Причина столь серьезных проблем с подпиской в значительной степени экономическая: затраты подписчика, складывающиеся из цены издателя, вознаграждения подписного агентства и цены доставки, значительно превышают розничную стоимость. Однако к этому добавляются и недопустимо долгие сроки доставки тиражей. Для преодоления такой ситуации, считает Пуля, нужны серьезные законодательные инициативы: "перевести подписку из коммерческой в универсальную услугу, придать ей статус социально важной услуги". Экономическим фундаментом этой новации может стать обеспечение на всей территории страны равенства подписных цен - причем в этом случае компенсировать затраты "Почты России" должен будет федеральный бюджет. Предлагается также ввести единую льготную ставку НДС в 5 процентов на все виды услуг по изготовлению и распространению периодических печатных СМИ, включая подписку на них. И, наконец, как сообщил Пуля, "было бы неплохо обязать ФГУП "Почта России" доставлять печатные СМИ подписчикам в день их выхода.

В свою очередь вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов сообщил, что не существует данных о числе реальных игроков на этом рынке. Есть лишь одна известная величина: число официально зарегистрированных СМИ. "А это ведет к уменьшению доли печатных СМИ в рекламных бюджетах", - сделал обращенный к коллегам по бизнесу вывод Евгений Абов.

Впрочем, шаг вперед уже сделан: создан единый классификатор печатных СМИ. Но нужно создавать стимулы для издателей, чтобы они предоставляли о своей деятельности достоверную информацию. "Если не решить проблему статистики, то не выйти на решение всех остальных проблем отрасли", - подытожил председатель комитета ТПП, генеральный директор ФГУП "Российская газета" Александр Горбенко, мотивируя срочное вынесение на обсуждение членов комитета именно этого, на первый взгляд чисто технического вопроса.

Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Читайте также

все новости