Назад

Поможет ли «Почте России» ее «расчленение»?

В первой половине июля закончился первый этап реформирования системы почтовой связи России, начавшийся еще в 2003 г. Теперь все почтовые филиалы перестали быть самостоятельными юридическими лицами и вошли в состав ФГУП «Почта России». Так, последними в состав «Почты России» вошли оставшиеся федеральные государственные унитарные предприятия – УФПС «Московский почтамт», УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Реформирование российской почты должно пройти в три этапа, на которых предполагается акционирование, а позже продажа акций компании (при этом контрольный пакет останется у государства) с целью привлечения инвестиций для развития. Между тем некоторые аналитики сомневаются в том, что посредством подобного реформирования можно сделать «Почту России» эффективным рыночным предприятием, и считают, что необходимы более радикальные методы демонополизации почтовой отрасли в России. В частности, речь может идти о расчленении структуры на несколько компаний с целью создания реальной конкуренции и, следовательно, улучшения качества услуг.

Российская федеральная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты. В течение 2004 г. в предприятие влились 76 филиалов. Таким образом, «Почта России» сегодня предоставляет услуги почтовой связи практически на всей территории РФ в 83 филиалах. Численность сотрудников единого предприятия составляет 350 тысяч. По собственным данным «Почты России», ежегодно почтовые работники принимают, обрабатывают и доставляют более 1 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, 13 млн посылок и 44 млн денежных переводов. В 2004 г. годовой доход предприятия составил 27,9 млрд руб. (примерно 1 млрд долл.). Розничный оборот «Почты России» увеличился по сравнению с 2003 г. на 29% и достиг 8,8 млрд руб. Доход от сотрудничества с корпоративными клиентами приблизился к 3,5 млрд руб. Оборот всей отрасли почтовой связи генеральный директор ФГУП «Почта России» Игорь Сырцов оценил в 34,3 млрд руб. Таким образом, предприятие контролирует более 81% отрасли.

В июле 2005 г. завершился первый этап реформирования почтовой отрасли в России, в рамках которого все региональные филиалы ФГУП «Почта России» вошли в состав головной компании, перестав быть самостоятельными юридическими лицами. Так, к «Почте России» были присоединены ФГУП УФПС «Московский почтамт», ФГУП УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Функции ФГУП «Международный почтамт» переданы трем подразделениям «Почты России», а функции места международного почтового обмена стало выполнять место международного почтового обмена «Москва» (подразделение главного центра магистральных перевозок почты). Кроме того, центр автоматизированного оперативно-технического управления связью и Санкт-Петербургский центр автоматизированных информационно-технологических систем почтовой связи приобрели статус обособленных структурных подразделений «Почты России». Как сообщил журналистам генеральный директор ФГУП «Почта России» Игорь Сырцов, акционирование компании запланировано на 2007 г., при этом государство намерено оставить за собой 100% акций. Дальнейшая судьба российской почты пока остается под вопросом. По мнению экспертов, продажа части акций ФГУП частным инвесторам может состояться не ранее 2010 г.

Несмотря на то что руководство ФГУП «Почта России» заявляет о положительном эффекте от объединения предприятий, клиенты компании нередко говорят совсем обратное. Например, как сообщил RBC daily руководитель дирекции общественных связей и медиаобеспечения ФГУП «Почта России» Сергей Григоренко, в результате реорганизации сократилось количество убыточных филиалов, «началась работа по стандартизации и унификации всего спектра почтовых услуг, разрабатываются и внедряются новые схемы почтовой логистики». Кроме того, по его словам, существенно упростилось взаимодействие с клиентами, желающими реализовывать свою продукцию с помощью сети почтовых отделений. А вот уже мнение коллеги-журналиста, который является постоянным клиентом «Почты России». «За последний год качество услуг, предоставляемых «Почтой России», не то чтобы ухудшилось – во многих отделениях целый ряд услуг просто перестали предоставлять, так как разбегается персонал, – рассказал он. – Например, в почтовом отделении, расположенном недалеко от метро «Калужская», не принимают заказные письма, ценные бандероли, посылки и т.д. Причина – уволились сразу два оператора. Свой уход они мотивировали мне тем, что компания непродуманно изменила систему премирования работников. Ранее к крайне невысокой зарплате выплачивалось 10-15% от объема продаж отделения в виде премии. В начале же года руководство решило изменить систему и ввело план, в зависимости от которого и выплачивается премия. В результате реальные выплаты работникам отделений резко сократились».

Неудивительно, что опрошенные RBC daily аналитики все же сомневаются, что запланированная реорганизация «Почты России» даст реальные результаты и позволит сделать работу компании эффективной. «У «Почты» в нынешнем ее виде, с постсоветским наследством, перспектив нет. Здесь нужны достаточно радикальные меры. Одним из вариантов может быть разделение ФГУП на несколько компаний, к примеру по территориальному принципу либо по принципу разделения услуг», – сказал RBC daily эксперт, знающий ситуацию в компании. По его словам, в мире есть примеры целенаправленной демонополизации крупных корпораций, в частности Microsoft, с целью стимулирования развития конкуренции. «Конечно, почтовая отрасль имеет свою специфику, в первую очередь это убыточность «традиционных» услуг – отправки корреспонденции, что объясняется и социальной функцией почтовой связи, когда государство вынуждено регулировать тарифы», – отметил RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Иван Кабулаев. Тем не менее в необходимости «глобального» реформирования почты сомнений нет. «Возможной моделью реформирования компании может стать та, которая используется в энергетической сфере. Речь идет в данном случае о расчленении «Почты России» по принципу разделения услуг, то есть, например, когда корреспонденцией занимается отдельная компания, транспортом и логистикой – другая, а обслуживающий персонал – это третья. Впрочем, очевидно, что это фундаментальная задача, решить которую весьма сложно», – рассуждает г-н Кабулаев. По его словам, «расчленение» «Почты России» по территориальному принципу (по примеру межрегиональных компаний связи, входящих в состав ОАО «Связьинвест») также может рассматриваться как вариант реформирования. «В данном случае важен эффект синергии, который позитивно отразится на деятельности компании», – добавил аналитик ИК «ФИНАМ».

Правда, в «Почте России» не считают, что разделение компании так уж необходимо. «Разделение почты по функциональному признаку не даст положительного эффекта. В таком случае эффективно работать смогут только компании, оказывающие доходные услуги. А те, кому достанутся убыточные виды деятельности, должны будут либо получать дотации из госбюджета, либо будут вынуждены закрыться. В «Почте России» же налажена система перекрестного субсидирования», – прокомментировал г-н Григоренко. По его словам, разделение компании на несколько почтовых операторов по географическому принципу может способствовать удорожанию как самого проекта реформирования, так и стоимости услуг. Тем не менее аналитики считают, что до тех пор, пока «Почта России» останется государственным предприятием, говорить об эффективной работе не приходится. «Без частного капитала, без прихода в компанию грамотного менеджмента реформирование может не дать должного результата», – уверен Иван Кабулаев. Между тем, как сообщил журналистам на минувшей неделе министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, в среднесрочной перспективе возможность приватизации ФГУП «Почта России» не рассматривается.

Ольга СОКОЛИК, отдел компаний

Читайте также

все новости