Депутаты уже не первый раз теребят правительство по поводу присоединения к
документу ВОЗ, отмечая, что оно «недопустимо затягивается». Исполнительная
власть тем временем хранит молчание. Между тем Россия – одно из самых курящих
государств в мире.
«Вероятно, РФ присоединится к конвенции, но
конкретный срок сегодня назвать трудно – потребуются изменения и дополнения ряда
законодательных актов, а также определенные расходы на обеспечение выполнения
положений и требований документа», – прокомментировал «НИ» ситуацию член совета
Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Вячеслав Черняховский. По
словам специалиста, в производстве и реализации продукции табачной отрасли
задействовано много различных ресурсов, как человеческих, так и
материально-технических, поэтому решить все проблемы путем одномоментного
запрета достаточно сложно.
К тому же на табачном рынке России
преобладают сейчас в основном международные компании, которые, естественно, не
хотят сдавать своих позиций. Рекламные агентства также мало заинтересованы в
потере богатых заказов от табачных магнатов. Некоторые эксперты считают, что
отсутствие жестких запретов и является причиной того, что практически все
крупные сигаретные корпорации представлены в нашей стране – на фоне
ужесточающихся по всему миру мер против курения у нас им предоставлена свобода
действий. Такой точки зрения придерживается, в частности, председатель правления
Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, который пояснил
«НИ», что принятию закона противостоит табачное лобби. «К тому же конвенция
предполагает отказ от распространения дешевых сигарет и изменения в акцизной
политике», – напомнил специалист.
Рекламное сообщество возможные
запреты беспокоят не сильно, и оно, судя по всему, к ним готово. «В новом
проекте закона «О рекламе» и без того предусмотрены достаточно жесткие
ограничения на рекламу табака. К примеру, предлагается полностью запретить
наружную рекламу, на радио, в кинотеатрах и при видеообслуживании», – рассказал
г-н Черняховский. Его коллега, вице-президент АКАР Владимир Евстафьев, в
разговоре с «НИ» предположил, что «если сейчас запретят наружку и прессу, табак
просто уйдет в другие формы – спонсирование, промоакции и т.д.». Опрошенные нами
представители рекламных агентств отметили, что запрет приведет к тому, что
ключевыми каналами для общения с потребителем для табачников станут места
продаж. Что ж, если так и будет, реклама будет предназначена главным образом для
тех, кто уже приобрел вредную привычку, а это уже шаг вперед.
Анастасия МАЛАХОВА