Назад

Проверь почту. У российской почты есть все шансы стать эффективной современной компанией

Дойдя в новый век типичным пережитком советской эпохи, "Почта России" (далее - Почта) поставила перед собой амбициозную задачу - за несколько лет превратиться в эффективную рыночную компанию, сеть современных услуг которой покрывала бы всю страну. К разработке программы реформы были привлечены крупные консалтинговые компании. Почта должна сохранить влияние в тех сегментах рынка, где приходится конкурировать с частными операторами, а для этого необходимо поддерживать и непрерывно повышать качество и разнообразие услуг. При этом Почта как национальный оператор продолжает выполнять весь объем своих социальных обязательств - предоставление универсальной почтовой услуги (доставка письменной корреспонденции и бандеролей весом до 2 кг) по регулируемым государством тарифам, делающим услугу доступной для всех категорий клиентов на всей территории страны. Последнее обстоятельство влечет за собой необходимость содержания убыточных почтовых отделений, в том числе в сельской местности.

На пороге краха

Ко времени начала реформы российская почта состояла из 82 управлений федеральной почтовой связи, каждое из которых было напрямую подчинено Министерству связи. При такой раздробленности эффективное управление оказалось невозможным. Понять всю серьезность проблем, с которыми столкнулась отрасль, можно было без специальных исследований, всего лишь воспользовавшись услугами Почты: неэффективные технологии обработки корреспонденции, низкая скорость и надежность доставки, устаревшее оборудование и программное обеспечение, социальная незащищенность работников... список можно продолжать бесконечно. Не было централизовано управление. К примеру, вопросы, касающиеся розничной торговли в отделениях связи, зачастую решались на уровне почтамтов. Общей эффективной деятельности мешала и внутренняя конкуренция между почтовыми управлениями.

Прямым следствием всех этих проблем было постоянное ухудшение качества услуг. "Сроки доставки увеличивались просто потому, что никто конкретно не отвечал за доставку почты между регионами", - говорит глава филиала ФГУП "Почта России" по Петербургу и Ленинградской области Игорь Самылин. Тем временем частные почтовые операторы (как международные, так и отечественные компании), вышедшие на рынок в 1990-е годы, без особых сложностей занимали наиболее рентабельные сегменты, такие, как экспресс-почта, курьерская доставка, обслуживание корпоративных клиентов, перевод денежных средств без открытия счета и т.п.

Федеральная почта оказалась под угрозой потери рентабельных сегментов рынка. В мире новых технологий и активно растущих рыночных компаний она смотрелась эдаким бесхозным монстром.

Популярнее только соль

Однако помимо доставшихся проблем российская почта получила в наследство и два серьезных конкурентных преимущества. Во-первых, это самая крупная в России сеть, включающая в себя более 40 тыс. отделений связи по всей стране, от Москвы до поселков в глухой тайге (например, Сбербанк имеет лишь около 20 тыс. отделений). Поэтому полноценного конкурента у Почты во всех сегментах рынка почтовой доставки не было и вряд ли когда-нибудь появится.

"Большинство конкурентов Почты предлагают свои услуги только в узких сегментах рынка", - отмечает старший консультант компании "Интербрэнд" Денис Александров. Даже международные компании с оборотами в десятки млрд долларов в России вынуждены использовать возможности Почты. "Мировые операторы пользуются логистической системой "Почты России"", - говорит Денис Александров. "Та же самая DHL не будет доставлять корреспонденцию в село Кукуево: она доставит до Петербурга, а дальше воспользуется нашими каналами", - поясняет Игорь Самылин.

Второе преимущество - абсолютная узнаваемость бренда. По словам управляющего директора "Интербрэнд" Марии Водолазской, "знание бренда Почты России, уровень доверия и пользование услугами беспрецедентны. Больше, чем почтой, пользуются только солью и сахаром". "Выбор потребителями Почты России как поставщика услуг обусловлен во многих случаях беспрецедентной сетью дистрибуции услуг, привычкой и традицией потребления определенных услуг в почтовых отделениях", - говорит Мария Водолазская.

Задачи определены

По большому счету, идея реформирования отрасли как раз и заключалась в том, чтобы через усиление имеющихся у Почты преимуществ найти решение стоящих перед ней проблем. В июне 2002 года была принята "Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи", цель которой - обеспечение гарантированного предоставления универсальных услуг почтовой связи на всей территории РФ, расширение спектра услуг и создание современной почтовой инфраструктуры. Логическим продолжением этого документа стала принятая в конце 2003 года "Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года" (далее - Концепция), разработанная при участии консалтинговой компании McKinsey&Company. В этом документе к заявленным ранее целям добавились положения о внедрении в отрасли рыночных принципов.

С этого момента начался отсчет реформы. В феврале 2003 года было зарегистрировано самостоятельное юридическое лицо ФГУП "Почта России", к которому начали постепенно присоединяться в качестве филиалов региональные управления федеральной почтовой связи. К 1 июля 2005 года процесс создания единого почтового оператора был завершен. Вместо слабых, иногда откровенно убыточных региональных компаний на рынке появился игрок, занимающий, по данным "Эксперт РА",

40-е место среди всех российских компаний по объему реализации продукции. После объединения начался процесс стандартизации организационных структур филиалов и почтамтов, который планируется завершить к концу года. В августе была введена единая методика расчета стоимости доставки подписных изданий, сделавшая доставку рентабельной во всех регионах России. А с 1 октября были приняты единые для всей России тарифы на пересылку письменной корреспонденции.

По мнению как наблюдателей, так и самих руководителей Почты, именно объединение и стандартизация позволят в полной мере воспользоваться преимуществами, которые дают широкая сеть отделений и узнаваемость бренда.

Скоростной подъем

Объединение усилий всех филиалов Почты должно способствовать решению одной из первостепенных задач - повышению привлекательности услуг Почты по пересылке письменной корреспонденции. Руководители Почты признают, что сроки, точность и надежность доставки писем в России далеки от европейских стандартов. Пока что доставка письма по Москве или Петербургу, согласно нормативам, занимает три дня - за этот срок корреспонденция может пройти пол-Европы. Также нередки жалобы клиентов на утерю или повреждение писем.

Кроме имевшей место несогласованности действий филиалов низкая скорость и не слишком высокая надежность доставки была обусловлена тем, что почтовые отправления до сих пор сортировались вручную. В связи с этим Почтой принята программа создания автоматизированных центров сортировки почты. Уже началась работа по строительству двух первых центров в московском регионе и на Северо-Западе, стоимость каждого составит около 0,5 млн евро, пропускная способность - от 1,5 до 3 млн отправлений в сутки. В ближайшие годы планируется создать 25 таких центров; их работа должна радикально изменить сроки доставки корреспонденции по стране, что, в свою очередь, сделает услуги Почты более привлекательными.

Опыт реструктуризации зарубежных национальных почтовых операторов, таких, как Poste Italiane, New Zealand Post, Empresa Brasileira de Correios e Telйgrafos и Eesti Post, показывает, что радикальное улучшение качества услуг повышает объем корреспонденции до 15% в год. Так что у отечественного рынка почтовых отправлений есть необходимый резерв для роста. По данным компании McKinsey&Company, количество писем в России меньше, чем в Западной Европе и Северной Америке, и даже в тех странах, где уровень ВВП на душу населения сопоставим с российским (например, в Бразилии), писем отправляют больше.

Особенно большой рост спроса на почтовые услуги может быть достигнут за счет корпоративных клиентов. Если в России более 70% спроса на пересылку письменной корреспонденции обеспечивают физические лица, в развитых странах основными потребителями этой услуги являются организации, рассылающие счета, рекламу и т.п. До недавнего времени спрос на такие услуги в России был относительно невысок, однако в настоящее время он растет быстрыми темпами. Так, отмечается увеличение доли корпоративной корреспонденции за счет рассылки извещений пенсионного фонда, налоговой инспекции, адресных рассылок рекламы (например, открытки для постоянных покупателей сети косметических магазинов "Ив Роше") и т.п.

Бежать, чтобы остаться

Параллельно с повышением качества основной услуги Почта решает задачу увеличения своей доли в конкурентных сегментах рынка, поскольку именно эти сегменты являются наиболее привлекательными с точки зрения основного дохода. Например, среди рентабельных направлений деятельности Почты заметное место занимают финансовые услуги. В 2004 году оказание финансовых услуг принесло Почте около 40% совокупного дохода. В 2005 году за счет роста объемов электронных переводов, развития других коммерческих услуг Почта планирует увеличить доходы на 30% - до 36,3 млрд рублей.

Однако сделать это будет непросто. На рынке почтовых переводов, где Почте принадлежит 45-процентная доля, серьезную конкуренцию ей составляет Сбербанк и другие коммерческие банки, а также системы денежных переводов Western Union, MoneyGram, Ria Envia и др. По словам руководителя дирекции общественных связей "Почты России" Сергея Григоренко, услуги по выплате пенсий и пособий Почта предоставляет наряду со Сбербанком, структурами Пенсионного фонда РФ и альтернативными операторами доставки пенсий. Особенно активны конкуренты в городах, где доля почты на рынке выплаты пенсий и пособий составляет 29%, в то время как в сельской местности она доходит до 80%. Мощная сеть отделений, безусловно, является серьезным конкурентным преимуществом Почты, однако этого явно недостаточно, чтобы удержаться на рынке.

До прошлого года пересылку денежных средств Почта осуществляла телеграфным способом и перевод мог идти неделю. В 2004 году компания перешла на систему электронных переводов "КиберДеньги", позволяющую доставить средства за 72 часа в любое отделение России и во многие регионы ближнего зарубежья. При этом тарифы были снижены с 8 до 1-5%, в зависимости от страны и суммы перевода. В результате к началу 2005 года объемы денежных переводов через Почту выросли на 60%, а доходы от этой услуги - на 30%. 15 августа 2005 года тарифы на международные переводы были снижены еще в два-четыре раза. По мнению руководителя дирекции по коммерческим операциям "Почты России" Игоря Мандрыкина, это позволит Почте к 2008 году занять 30-40% рынка международных денежных переводов (сейчас этот показатель составляет 5%).

Не ограничиваясь привычными для себя сегментами рынка, Почта стремится расширять спектр предоставляемых услуг. Сейчас она осуществляет переводы средств на погашение потребительских кредитов, предоставляет услуги курьерской доставки, выступает агентом страховых компаний по продаже полисов ОСАГО, а также полисов по добровольным видам страхования, занимается продажей лотерейных билетов. В ряде регионов были открыты первые пункты по приему заказов на бронирование и продажу железнодорожных и авиабилетов, повсеместно открываются пункты доступа в Интернет (проект "КиберПочт@") и т.п.

Однако стремление расширить список услуг, позволяющих получать дополнительный доход, несет в себе и определенные опасности. Во-первых, Почта рискует попросту не справиться с управлением, занимаясь столь широко диверсифицированным бизнесом. Кроме того, в городах, как известно, проживает около 70% населения России, но их обслуживает всего 30% почтовых отделений. При этом у большинства российских почтовых отделений нет возможности серьезно увеличить свои площади. Это значит, что при значительном росте посетителей неизбежны очереди, наличие которых может отвратить от Почты наиболее состоятельную часть городской клиентуры.

На полпути

Согласно Концепции, следующим шагом после консолидации Почты в единую структуру и превращения ее в компанию, способную проводить единую рыночную стратегию, станет акционирование, которое намечено на 2007 год. Как говорит Игорь Самылин, акционирование - это естественный шаг после создания единого оператора, поскольку акционерное общество гораздо более привлекательно для инвестиций. Хотя концепция реформирования почтовой отрасли и рассматривает частичную приватизацию ОАО "Почта России" (до 2010 года) как один из возможных способов привлечения инвестиций, однако говорить об этом руководители компании считают преждевременным.

Между тем примеры успешной частичной приватизации национальных почтовых операторов существуют. Так, в Германии 60% почтовых акций находится в частных руках. Соответствующий показатель в Голландии составляет 30%. При этом акции почт этих государств котируются на фондовых биржах. Приватизация почты Японии намечена на 2007 год.

Однако к моменту приватизации почты в этих странах были уже весьма эффективными компаниями с хорошо развитой инфраструктурой. Так что в процессе реформирования почтовых ведомств мы не одиноки, и это позволяет отечественным реформаторам использовать мировой опыт. "При разработке Концепции изучалось положение почтовых операторов Голландии, Франции, Германии, Италии, Бразилии. Реформа почтового сектора идет в мире практически повсеместно. Развитием технологий, в первую очередь - телекоммуникационных, обусловлена тенденция разделения электросвязи и почтовой связи и коммерциализация деятельности почты", - говорит Сергей Григоренко.

По словам Григоренко, опыт наиболее масштабных реформ в Голландии и Германии показывает, что традиционно убыточная почтовая служба может стать активным коммерческим оператором. Национальный почтовый оператор Нидерландов TPG владеет международным экспресс-перевозчиком - компанией TNT - и работает на мировом рынке. Немецкой Deutsche Post World Net принадлежит компания DHL и целый ряд логистических, посылторговых и других фирм. Со временем, после проведения реформы, выстроив эффективную структуру, "Почта России" вполне способна стать на этот путь.

Елизавета ДОБКИНА, Санкт-Петербург

Читайте также

все новости