Вчера
Конституционный суд (КС) принял к рассмотрению жалобы на неконституционность
ряда норм законов о бюджете 2002 и 2003 гг. Поводом для рассмотрения дела стал
запрос группы сенаторов во главе с членом бюджетного комитета Совета Федерации
Сергеем Агапцовым и жалоба бывшего военнослужащего из подмосковного города
Одинцово Александра Жмаковского. Сенаторы недовольны тем, что с 2001 г. закон о
бюджете ежегодно приостанавливает действие ряда статей закона «О Счетной
палате», которые обязывают ее предоставлять парламенту оперативный отчет об
использовании расходов казны. В результате депутаты и сенаторы не могут
своевременно контролировать расходование бюджетных средств. А это, как следует
из жалобы Совфеда, лишает людей конституционного права на получение информации
по вопросам, затрагивающим их права и свободы, через своих представителей в
парламенте - ведь доходы бюджета складываются из средств рядовых
налогоплательщиков. Гражданин Жмаковский, в свою очередь, просит признать
неконституционной возможность приостановить в законе о бюджете действие
некоторых положений закона «О статусе военнослужащего». В 2002 - 2003 гг. Минфин
воспользовался этим, чтобы заморозить выплату денежных компенсаций за наем жилья
уволившимся в запас военнослужащим.
В заключении
на жалобы истцов, направленном в КС президентом фонда «ИНДЕМ» Георгием
Сатаровым, говорится, что ограничение полномочий Счетной палаты также «создает
дополнительные возможности для коррупции». Всего, по данным директора Института
проблем глобализации Михаила Делягина, закон о бюджете 2004 г. приостанавливает
действие 109 пунктов и статей 54 разных федеральных законов. «Это способствует
финансовой непрозрачности государства, произволу Минфина и коррупции в нем», -
убежден эксперт.
Глава
Федерального казначейства Татьяна Нестеренко и замминистра финансов Татьяна
Голикова, присутствовавшие вчера на заседании КС, отказались от комментариев до
вынесения вердикта по делу. Пресс-секретарь КС Анна Малышева сообщила, что судьи
подготовят проект решения в течение 10 - 30 дней, после чего он должен быть
рассмотрен на пленарном заседании суда. «А оно может состояться и через месяц, и
через два», - говорит Малышева. По мнению руководителя департамента
государственного контроля Минфина Александра Ахполова, вводить оперативный
контроль аудиторов за исполнением бюджета не нужно - кроме того, это сложно
сделать технически. «Сейчас текущий контроль осуществляет федеральное
казначейство, у которого есть территориальные органы, а как это будет делать
Счетная палата [у которой их нет], совершенно непонятно - ведь речь идет о
тоннах документов в день», - недоумевает Ахполов. А независимость финансового
контроля, с его точки зрения, может обеспечить и казначейство, после того как с
2005 г. его выделят в отдельную от Минфина службу. Для проверки работы
казначейства в субъектах, напоминает Ахполов, Счетной палате дополнительные
полномочия не нужны.
Первый
замдиректора ГНИИ системного анализа Счетной палаты Алексей Подберезкин
возражает, что при такой схеме контролеры только потеряют в правах. «Римская
декларация 1977 г. [которую подписала и Россия] узаконила нормы внешнего
финансового контроля для 85 государств - она предусматривает три формы контроля:
текущий (как правило, ежеквартальные отчеты) , предварительный (выявление
возможных нарушений закона) и последующий, когда нарушения только остается
констатировать постфактум, - напоминает Подберезкин. - В России первых двух форм
контроля просто нет». Подберезкин признал, что появление жалобы бывшего военного
из Одинцова одновременно с запросом сенаторов - «не случайное совпадение, а
результат нашей работы с гражданами». По словам Подберезкина, действия аудиторов
направлены на защиту права общественности в получении информации о расходах
казны. Кроме того, напоминает он, выявлять лазейки для коррупции в законах СП
поручил в январе 2004 г. сам президент Владимир Путин.
По словам
представителя правительства в Конституционном суде Михаила Барщевского, жалобы
сенаторов на правительство безосновательны. «Это ограничение [полномочий Счетной
палаты в бюджете] принималось по инициативе депутатов Госдумы, - говорит
Барщевский. - Подозреваю, что им не интересно выслушивать отчеты Счетной палаты
ежеквартально». Выделение же компенсаций за наем жилья бывшим военным, по
личному мнению юриста, просто невозможно. «Денег на это нет и быть не может,
потому что подобные социальные мандаты, розданные депутатами в середине 1990-х,
в целом тянут на шесть [размеров] ВВП - это значит, [чтобы их профинансировать]
нефть должна стоить $200 за баррель», - отмечает чиновник.
ПО ЕДИНЫМ ПРАВИЛАМ:
Минфин направил на повторное согласование в ведомства новую концепцию
государственного финансового контроля. Чиновники предлагают лишить различные
контролирующие органы возможностей дублировать друг друга при проверках, а
частоту ревизий прописать в специальном законе. Кроме того, Минфин хочет
включить в закон исчерпывающий перечень возможных финансовых нарушений, к
которым кроме нецелевого использования средств могут быть причислены хищение,
недостача, неэффективность расходов, нарушение закона о госзакупках и
неправильное ведение бухотчетности.
Ольга Проскурнина
Андрей Панов