Назад

СМИ жалуются на власть, которая не обращает внимания на их проблемы

Большая конференция СМИ проходит за постперестроечные годы всего лишь второй раз. Впервые около 800 представителей СМИ и смежных областей собирались еще во времена министерства Михаила Лесина, летом 2001 года. Именно там он и пообещал уйти со своего поста через два года. Прогнозировалось, что к этому времени СМИ встанут на ноги, государство оставит за собой лишь по одному телеканалу, газете, информагентству и радиостанции.

Лесин ушел не так, как планировал: без помпы, в результате административной реформы. Функции двух министров — печати и культуры — взвалили на ректора консерватории Александра Соколова, а государственных СМИ меньше не стало, государство подмяло их под себя еще больше. Однако за это время ни разу не смогло проартикулировать государственную же политику в области развития печатного, телевизионного, радийного и других смежных рынков. Сенсационный — по своей скандальности — доклад Соколова о развитии отрасли правительство обсмеяло и забраковало. Именно тогда, напомним, министр обороны Иванов упрекнул Соколова за «Аншлаг», благодаря которому происходит «дебилизация населения». Соколов, в первые же минуты своего министерства пообещавший через информагентства из далекой Японии бороться с «кривыми зеркалами» в СМИ, так и не смог побороть ни гендиректора Первого канала Константина Эрнста, ни гендиректора ВГТРК Олега Добродеева: на их каналах «кривые зеркала» по-прежнему процветают, а «Аншлаг» и не собирается закрываться. Опасения, возникавшие в связи с принятием нового проекта закона о СМИ, растаяли в воздухе — министерство, к счастью, попросту не в состоянии предложить новую концепцию закона. Зато без его участия делят рекламный рынок. И если предыдущий кабинет министров умел хоть как-то отбиваться от предложений силовых ли министерств, Государственной ли Думы в ограничении деятельности СМИ, то сейчас все поправки в законодательство о СМИ проходят без каких-либо согласований со СМИ (не говоря уж о министре), а самодурствующие региональные элиты без каких-либо на то оснований закрывают газеты. «У нас, в отличие от алюминиевой и нефтяной индустрии, нет ни одной лоббистской организации, ни одной структуры, которая бы нас поддерживала, — ни в правительстве, ни в Думе, ни в Совфеде, ни в администрации президента, — бушевал главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. — Все законы принимают без нас». Лоббистский орган — Индустриальный комитет СМИ во главе с Константином Эрнстом — канул в Лету. «Хотелось бы, конечно, узнать у господина Эрнста, где наши личные деньги, которые мы вкладывали в работу комитета», — заметил глава Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон, обращаясь к ушедшему к тому моменту собеседнику.

«Новый закон «О рекламе» бьет прежде всего по региональным станциям, тем каналам, которые имеют большой объем детского вещания, угрожая единому информационному пространству страны, — возмущался гендиректор «СТС-Медиа» Александр Роднянский. — И если не принимать во внимание 9 часовых поясов нашей страны, 5 орбит и существование тысяч станций, то этот закон принять можно». «Закон будет принят и подписан президентом. И что мы будем делать? — задавался риторическими вопросами Эдуард Сагалаев. — Договоры с рекламодателями подписаны на год, а некоторые поправки вступают в силу уже с 1 июля. Ну кто так делает?». «Государство девять месяцев не финансировало вещание Первого канала, — негодовал глава Российской теле- и радиосети Геннадий Скляр, — в то время как правительство США выделяет 1,5 млрд долларов просто на то, чтобы раздать населению сет-боксы, позволяющие принимать цифровой телесигнал». «Издатели вынуждены тратить более 450 млн долларов на производство печатной продукции за рубежом, поддерживая не российского, а иностранного производителя», — жаловался Макарон.

Каждый выступавший говорил о проблемах своей отрасли до тех пор, пока Игорь Мишин — глава Национального телесиндиката — не признал, что реорганизация Минпечати произошла «не самым удачным образом», а во главе Минкульта стоит не «самый эффективный министр». «Наконец-то поступило предложение восстановить Минпечати, — саркастически заметил глава Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский. — Наконец-то сказано то, ради чего мы тут собрались». Алексей Венедиктов, Александр Роднянский и Александр Любимов взялись поработать над рекомендациями конференции, подумать о том, как заставить друг друга чаще встречаться и, возможно, сформулировать претензии к министру. Первая лоббистская группа создана.

Наталия РОСТОВА  
      
Прямая речь

Павел ГУСЕВ, главный редактор «МК», председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ:
- Если в начале 90-х годов печатные СМИ страдали от недостатка бумаги, то сейчас встал вопрос о том, как донести свою продукцию до читателей. Для монополиста «Почты России» первичны отправки бандеролей, а не печати. Институт подписки на почте фактически умирает. Только в Московской области более 30% почтовых отделений закрыто вовсе, в то время как, например, в Японии, где тираж газет колеблется от 4 до 11 млн экземпляров, 96% экземпляров доходит по подписке. Сегодня почтовые отделения, которых насчитывается в России 40 тысяч, стали попросту магазинами ширпотреба. Не говоря уже о том, что количество региональных изданий, которое находится под пятой губернаторов, попросту недопустимо: оно представляет угрозу рынку.

Рафаэль АКОПОВ, гендиректор ИД «Проф-Медиа»:
- Раковая опухоль газетного бизнеса — массовая практика субсидирования мелких газет, которые, как правильно говорит Гусев, находятся под пятой губернаторов. В Москве единоразовый тираж газет, находящихся под мэрией, — 4 млн экземпляров, а объем субсидирования составляет 70 млн долларов. На рынке радио ситуация такая, что индийская музыка 60-х годов конкурирует со шведской 90-х. Подобную конкуренцию пора заканчивать, нужно ликвидировать черный рынок лицензий на радиовещание. Я вижу роль министерства в том, чтобы поощрять конкурентную среду.  

Читайте также

все новости