Сегмент журналов: развитие по всем направлениямТрадиционно активно издатели
себя ведут в сегменте женских журналов. Февральский запуск журнала «СамаЯ» (ИД
«ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА») тиражом 300 тыс. экз. – пожалуй, первая внятная попытка
создать достойное ежемесячное издание для российских женщин, построенное целиком
на отечественном материале. Кроме того, издатель мудро избежал прямой
конкуренции с «глянцем», заняв полупустую нишу woman`s advisory –
журнала-советчика для женщин, и нацелился в первую очередь на региональную
аудиторию, основной массе которой дорогие глянцевые журналы не по карману (а
розничная цена на «Самую» не превышает 50 руб.). Сейчас «СамаЯ» уже выходит и в
мини-формате.
Среди новых глянцевых журналов в высоком ценовом сегменте для женщин
можно отметить появление русских версий французского издания «Madame Figaro» (ИД
Select Media) и американского «In Style» (ИД «СК Пресс»). «Madame Figaro»
позиционируется как журнал «для умных женщин» и сочетает статьи о психологии и
бизнесе с рассказами популярных писателей. Тематика и, соответственно, аудитория
«In Style» обширнее. По содержанию русская версия всемирно известного издания
конкурирует с такими журналами, как «Vogue» и «ELLE», однако рамки целевой
аудитории у него шире, чем у этих проектов. По словам издательского директора
«СК Пресс» Евгения Адлерова, «In Style» рассчитан на женщин до 39 лет, в то
время как аудитория «Vogue» и «ELLE» ограничена 34 годами». Отметим, что к
лицензии на «In Style» приценивались сразу два издательских гиганта –
«Индепендент Медиа» и Conde Nast, но в итоге право издавать журнал в России
оформил ИД «СК Пресс», для которого это первый женский проект. Нужно упомянуть и
о запуске в конце года нового ежемесячного журнала «Psychologies» в издательском
доме Hachette Filipacchi Shkulev (HFS). Журнал о психологии человеческих
отношений пока выходит как приложение к «ELLE», «Marie Claire» и «Счастливые
родители», но уже по первым результатам продаж увеличивает тираж на 30 тыс.
экземпляров – до 180 тыс.
Любопытный проект появился в Санкт-Петербурге – журнал «Business Woman»,
он публикует полезную информацию для деловых женщин. А для юных читательниц,
которые пока еще не заняты карьерой, издательство «Бауэр-Логос» запустило новый
развлекательный журнал «I love you».
Одна из важных тенденций журнального рынка в 2005 году – рост числа
изданий о рынке недвижимости. Так, издательский дом Building начал выпускать
журнал для покупателей и арендаторов коммерческой недвижимости «Building
Commercial». Издание адресовано брокерам и консультантам, работающим с
коммерческой недвижимостью, а также специалистам по недвижимости торговых и
финансовых компаний. Другой новичок в этой тематической нише только готовится к
изданию. Русская версия журнала о международной недвижимости «Homes Overseas»
является совместным проектом российского издательского дома Global Media Group и
британской медиакомпании Blendon Communication. Названные издания роднит то, что
оба они ориентированы на высокодоходную аудиторию.
Оправдывая прогнозы экспертов, активно насыщается сегмент автомобильных
журналов. В 2005 году здесь был настоящий издательский бум. Русскую версию
немецкого журнала «Auto motor und sport» (одного из популярнейших в Европе)
издает «СК Пресс», а ИД Axel Springer Russia выводит на рынок другой немецкий
журнал – «Auto Bild». Кроме того, издательским домом «Сторм Медиа» запущен
журнал «Supercar», посвященный элитным моделям иномарок; а издательство
«Открытые системы» заключило лицензионное соглашение с английским Haymarket
Publishing о выпуске в России журнала «What Car?», ниша журнала – содействие
покупателям в выборе автомобилей, информирование о тонкостях автострахования,
кредитования и безопасности. Наконец, российские поклонники скоростных
автомобилей теперь могут читать знаменитый британский журнал «evo», который в
нашей стране начал издавать ИД Mediasign.
Стабильно пополняется новыми проектами и сегмент изданий о высоких
технологиях – в основном, за счет издательского дома game(land), который в 2005
году запустил два издания этой тематики. Журнал «SYNC», созданный по лицензии
американской компании Ziff Davis Media Inc., адресован фанатам модного хай-тека
– от мобильных телефонов до карманных компьютеров. А журнал «Digital Creative
Arts», также лицензионный, обучает читателей самым разным видам компьютерного
искусства, начиная с графического дизайна и заканчивая работой со звуком, видео
и 3D-моделированием.
В категории luxury в минувшем году появился только один заметный журнал –
«Boom» (издатель – Hachette Filipacchi Shkulev). Он выходит раз в квартал и
адресован людям, преуспевшим в жизни и не стесненным в средствах.
Прекрасное начинание ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» по изданию художественного
журнала «Русское искусство» поддержал в 2005 году ИД «Индепендент Медиа. Sanoma
Magazines», который в конце ноября запустил журнал «Эрмитаж» – издание об
искусстве и культуре, выполненное на уровне глянцевых изданий premium-класса.
Этот ряд вполне уместно продолжить журналом-галереей ZOOM (ИД MediaPub), почти
полностью состоящим из фотографий. Аудитория журнала – не только фотомастера, но
и любители, и вообще все люди, обладающие хорошим вкусом.
Несколько проектов 2005 года открыли новые ниши или продолжили осваивать
полупустые. Например, ИД «Вкусная жизнь» выпустил иллюстрированный ежемесячный
журнал «Ручная работа» – для тех, кто мечтает создать свой индивидуальный,
неповторимый стиль в интерьерах, одежде, подарках. Причем издание могут читать и
дети, и взрослые. ИД «Курьер» продолжил разрабатывать нишу изданий об алкоголе.
К журналам «Под градусом» и «Whisky» в 2005 году добавился журнал «Магнум».
Новое издание рассказывает о винах, ориентируясь на модные тенденции и
придерживаясь доступного стиля изложения.
Похоже, после временного упадка оживляется сегмент деловых
еженедельников. ИД «Индепендент Медиа» объявил о намерении запустить в России
журнал «SmartMoney» («Умные деньги») – один из самых тиражных и успешных по
рекламным сборам деловых журналов в США. Российская версия предполагает давать
инструкции компаниям, как побеждать в конкурентной борьбе. Еще один американский
бестселлер деловой журналистики – «BusinessWeek» – уже начал издавать ИД
Родионова.
Из развлекательных изданий, родившихся в 2005 году, заслуживает внимания
совместный проект издательского дома «СПН» (объединившегося, кстати, не так
давно с белорусским издательством «Рематис-групп») и телеканала «ТНТ» – журнал
«Реалити-шоу ДОМ-2», посвященный перипетиям популярного телевизионного проекта
«Дом-2», а также повествующего о других отечественных и западных реалити-шоу. В
нише спортивных изданий наиболее заметный новичок – журнал «CHAMPIONS»,
официальное издание Лиги чемпионов УЕФА в России, который выпускает ИД «Открытые
Системы». Кроме того, в этот сегмент пришел издательский дом «Вокруг света»,
который купил у холдинга «Индепендент Медиа» компанию «Индепендент Спорт»,
издающую журнал «PROспорт».
Новая эпоха газетного рынка
На газетном рынке в минувшем году также произошло немало событий,
связанных как со сменой собственников газет, так и с развитием изданий и
запуском новых проектов. Самое крупное событие, безусловно, – продажа
«Известий». Издательский дом «Проф-Медиа» расстался с 50,19% акций ОАО «Редакция
газеты "Известия"». Новым контрольным акционером ведущей общенациональной газеты
стал холдинг «Газпром-Медиа». Отметим, что покупка состоялась сразу же после
того, как контрольным акционером «Газпрома» стало государство. А вот
общественно-политический еженедельник «Московские новости» был продан в течение
года дважды. Сначала Леонид Невзлин уступил газету украинскому холдингу Media
International Group, президентом которого является Вадим Рабинович. А тот,
спустя несколько месяцев, перепродал «МН» израильскому бизнесмену Аркадию
Гайдамаку. Сохранит ли газета хорошо знакомый читателю либерально-полемический
тон или вступит в новую жизнь с новой редакционной политикой – пока большой
вопрос.
Продал один из своих газетных активов и Борис Березовский. Новый владелец
«Независимой газеты» – бизнесмен и политик Константин Ремчуков – планирует
сделать газету более современной по форме. Макет газеты и ее формат станут
таблоидными, но содержание и редакционный состав газеты перемены не затронут.
Идеалом для Ремчукова служит американская «Washington Post», где он специально
изучал процесс производства газеты. В перечень тематических приложений «НГ» по
инициативе издателя войдут «НГ-экономика», «НГ-бизнес», «НГ-политика»,
«НГ-светская жизнь», «НГ-коррупция» и «НГ-за рубежом».
Выпуск приложений, к слову, в последние два года стал для ежедневных
газет одним из важнейших инструментов привлечения читательского внимания.
Приятно, что газеты в приложениях стараются не копировать друг друга (как
зачастую происходит с журналами), а создавать что-то действительно новое и
уникальное. Самый яркий пример – два новых журнальных тематических приложения
«Новых известий» – «Аэропорт» и «Pro Кино». Первое рассказывает о жизни
российских и зарубежных аэропортов и их индустрии, второе – о киносъемках и
новинках проката, о киноактерах и режиссерах. Оба издания распространяются
бесплатно с общим тиражом «НИ». Очередное журнальное приложение выпустила и
ежедневная «Газета». Журнал «Домой!» наполнен самой разнообразной
развлекательной информацией.
Лидеры газетного рынка в ушедшем году продолжили
экспансию в регионы. В частности, ИД «Московский комсомолец» начал издавать
специальные выпуски еженедельника «МК-Воскресенье» в городах-миллионниках.
Первое издание – «МК в Питере» – уже продается в Санкт-Петербурге. Формат
еженедельника – стильное иллюстрированное издание выходного дня для всей семьи,
детально освещающее события моды и шоу-бизнеса, кино и светской жизни, ТВ и
спорта. На столичном рынке телегидов тактика борьбы за читателя несколько
отличается от региональной. Здесь газета «Антенна» (ИД «ИнтерМедиаГруп») в 2005
году впервые вышла одновременно в двух форматах. Теперь читатель «Антенны» может
выбирать, какой вариант газеты ему читать – А3 на 64 полосах или А4 на 112
полосах. Переход газеты на двойной формат – знаковое событие для издательского
рынка. Это значит, что на смену эпохе обеспечения читателя исчерпывающей
информацией пришла другая эпоха – создания максимально комфортного для читателя
носителя этой информации. Посмотрим, какие изыски предложат издатели в
наступившем 2006 году.
Данила
ГАЕВ