Назад

Террористы, силовики и пресса. Завершил работу Международный антитеррористический форум

Начнем с тезиса, который всем хорошо знаком. Без современных средств массовой информации нет современного терроризма. Террористам совершенно необходим рупор - массовая аудитория. А вот тут-то средства массовой информации подходят как нельзя кстати. Более того, иногда мы видим со стороны некоторых журналистов априорное недоверие власти, стремление показать ее беспомощность.

Взаимное недоверие, кстати, родилось не на пустом месте. Неоднократно бывало, что представители власти вольно или невольно вводили в заблуждение журналистский корпус. Точно так же неоднократно бывало, когда слова представителя оперативного штаба, просто силовых ведомств выдирались из контекста, освещались совершенно не в том плане, как говорилось реально.

На мой взгляд, в чем заключаются задачи СМИ при освещении контртеррористической операции? Первая. Своевременное и объективное информирование общества. Естественно, нам всем нужно выполнять свои профессиональные обязанности. Вторая. Не навредить заложникам, их родственникам и лицам, оказавшимся в зоне контртеррористической операции. Третья. Не мешать спецслужбам и ходу проведения контртеррористических операций. На моей памяти во время одной из контртеррористических операций в 1994 году в Минводах первейшее требование террористов было предоставить им радиоприемник. Цель понятна? Шли прямые репортажи, и они получали прямую, практически достоверную информацию в текущем режиме времени.

И наконец, четвертая задача - не будоражить, не заводить людей, а наоборот, по возможности, постараться успокоить, консолидировать общество, направить эмоции в конструктивное русло. Это в ходе проведения контртеррористической операции. А в повседневной жизни не допускать героизации терроризма, нести в общество настроения толерантности, терпимости, уважения друг к другу.

Что здесь делается, чтобы журналисты и представители силовых структур лучше находили общий язык? Мы все время пытаемся усадить их за один стол, чтобы четко осознавала и та, и другая сторона, что все мы находимся по одну сторону баррикад.

Для чего все это делается? Помимо того, чтобы находили общий язык силовики и журналисты, одна из задач - просто-напросто напомнить закон. А, к сожалению, практика показывает, что закон-то журналисты знают не очень. Даже если судить по вопросам, которые задаются на всех этих медиа-форумах, конференциях.

К примеру, задается вопрос: можно ли вести политические переговоры с террористами? У нас есть Закон о борьбе с терроризмом, принятый с 1998 году с последующими изменениями. Статья 14 однозначно трактует: при ведении переговоров не должен рассматриваться вопрос о выполнении политических требований террористов. Закон должны выполнять все - и силовики, и журналисты.

Вопросы об освещении хода контртеррористической операции. Точно так же 15-я статья этого же закона дает однозначные формулировки. Формы и объем информации при проведении контртеррористической операции определяются руководителем штаба КТО. И наконец, частые вопросы о сотрудниках спецподразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также о лицах, оказывавших содействие при проведении указанной операции. Но ведь закон запрещает освещать эти вопросы.

Поэтому и планируем дальше тесно со всеми работать, чтобы все эти несуразицы решать и вносить общий вклад в борьбу с терроризмом.

Владимир КОЗЛОВ, зам. руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, генерал-лейтенант ФСБ

Читайте также

все новости