– Вы возглавляете журнал с более чем
столетней историей. Что оказывается важнее – следовать традиции и держать марку
или соответствовать духу времени?
– Знаете, я
не вижу тут никаких противоречий: можно и соответствовать духу времени, и в то
же время придерживаться традиций, сохраняя при этом качество издания. «Огонек» –
это то название, с которым мы все знакомы с детства. Это понятие, «журнал
“Огонек”», стоит в ряду с такими, как Большой и Малый театры, «Известия» и
«Новый мир», Исторический музей и т. д. «Огонек» – это действительно
национальный бренд, и, конечно, это большая ответственность – возглавлять такой
журнал. Огромная история, и ты не имеешь права поставить в ней точку.
Раньше я
руководил газетой «Московские новости», которая тоже существует долго, более 70
лет, но все же то, с чем я столкнулся в «Огоньке», – это особый случай. Помню,
как в начале моей работы в журнале мы обсуждали материалы к столетию революции
1905 года, и одна из сотрудниц сказала: «Надо посмотреть, что мы об этом
писали». Сначала я воспринял это как шутку, но потом сообразил: действительно…
На моей памяти «Огонек» несколько раз обращался к своим очень старым
публикациям. Например, когда по телевидению демонстрировался сериал о Есенине с
очень неверной исторической концепцией, «Огонек» обратился к собственным
публикациям о поэте, о его смерти. У нас были фотографии из гостиницы
«Англетер», полицейские сводки, и благодаря этому мы напомнили читателям о
реальных фактах его гибели.
– Когда «Телекоминвест» купил год назад
«Огонек», то было не совсем понятно, что эта компания собирается делать с
журналом. Ясна ли концепция владельцев издания сегодня?
– Для
«Телекоминвеста» «Огонек» – это прежде всего бизнес. Не игрушка, не политическое
оружие, а бизнес. Именно о таком подходе к делу мы договорились с самого начала,
еще до совершения сделки, и с тех пор владельцы ни разу не звонили мне с
какими-либо комментариями той концепции, которой придерживается журнал, в том
числе и в области политики. Я считаю, что владельцы идеально соблюдают те
договоренности, которых удалось достичь с самого начала.
– Как выглядит сегодня читатель
«Огонька»?
– Читатель
«Огонька» – это человек среднего класса. Сейчас ведется много споров по поводу
этого термина, но я для себя так сформулировал это понятие: человек среднего
класса – это человек, которому есть что терять. Читательскую аудиторию «Огонька»
составляют в основном люди с высшим образованием, причем женщины и мужчины в
равной степени интересуются журналом. А что касается возраста читателей, то
большая их часть находится в двух возрастных группах: 17–25 и 45–55 лет. Это
говорит о том, что «Огонек» становится действительно семейным журналом, хотя
сейчас многие считают, что семейное чтение постепенно исчезает.
– Где и как распространяется журнал?
Удовлетворены ли вы состоянием дистрибуции прессы в нашей
стране?
– Я считаю,
что отечественная система распространения работает очень плохо, а розничная
дистрибуция в принципе является одной из теневых сфер экономики. Тем не менее мы
весьма успешно распространяемся в супермаркетах. У «Огонька» по-прежнему немало
читателей в бывших советских республиках. Около 20% тиража уходит по подписке,
думаю, что этим мы во многом обязаны «Народной библиотеке “Огонька”». Наибольшим
успехом журнал пользуется в Москве и Санкт-Петербурге, но за прошлый год нам
удалось существенно увеличить долю своего присутствия и в регионах, и я надеюсь,
что эта тенденция сохранится в дальнейшем.
Вообще у
бренда потрясающая узнаваемость – несколько лет назад были проведены
исследования, согласно результатам которых «Огонек» имеет узнаваемость 98%, а
Coca-Cola, к примеру, – 94%.
– Сегодня тираж журнала – 57 тыс. экз.
Устраивает ли вас эта цифра?
– Нет, но
мне хотелось бы, чтобы у «Огонька» был значительный прирост читателей в
провинции. «Огонек» – это традиционно общенациональный журнал. Одна из задач,
которые я ставлю перед журналистами, заключается в подготовке большего
количества материалов о стране. Очень важно уметь заинтересовать читателей
именно через контент. Москва, мне кажется, очень сильно тянет одеяло на себя, в
том числе и в информационном смысле, т. е. много пишет сама о себе.
– Сегодня на медиарынке существует довольно
много различных объединений издателей и распространителей. Сказывается ли их
работа, на ваш взгляд, на улучшении работы рынка?
– Мы тесно
сотрудничаем с ГИПП. Вообще я считаю, что чем больше будет различных
организаций, объединяющих журналистов, издателей, распространителей и людей
смежных профессий, тем лучше. Только очень важно, чтобы этой работой были
охвачены и регионы.
– Последнее время много говорится о
проблеме отсутствия свободы слова в нашей стране. Как вы относитесь к
этому?
– Это
действительно колоссальная проблема, которая переросла рамки журналистского
сообщества, это проблема общества в целом. У нас сегодня нет общественного
мнения как такового. И эта проблема имеет не только общественный и политический
аспекты, но и очень важную экономическую составляющую, ведь доказано, что в
странах, где существует свобода слова, коррупция на 40% ниже, чем в странах, где
ее нет. Если работа бюрократического аппарата освещается в СМИ, то и аппарат
этот работает по-другому. А недавно было озвучено, что в России объем
коррупционных сделок равен ее бюджету. И очень важно, чтобы свободу слова
провоцировала власть, ведь эта свобода сама по себе ниоткуда не возьмется. К
сожалению, наше общество склонно к цензуре, опросы показывают, что больше
половины людей одобрили бы ее введение. Так что свобода слова просто не
востребована в России сегодня, и это наша большая проблема. В нашей стране нет
политической борьбы, которая в других странах провоцирует свободу слова. Если
противоборствующие силы стремятся рассказать правду друг о друге, если этот
процесс находится в зоне общественного внимания, то и журналистика освещает
происходящие события с разных сторон. В противном случае все происходит втемную,
за кулисами.
– На ваш взгляд, развитие российского
журнального рынка пошло по западному пути? Будет ли происходить дальнейшее
сегментирование прессы?
– На рынке
появляется все больше узких тематических ниш, и это совершенно нормальный
бизнес-процесс. Наш медиарынок очень динамичен, постоянно растет объем рекламы.
В каком-то смысле наш рынок не уступает западным рынкам прессы – я недавно
интересовался итальянским рынком и выяснил, что в этой стране каждый год
появляется и исчезает около 2,5 тыс. различных изданий. В России эта цифра
примерно такая же. Другое дело, что около 40% из зарегистрированных у нас
изданий просто не выходит.
– Интернет – это угроза для печатных СМИ? И
стоит ли привлекать блоггеров для создания контента журнала?
– Интернет,
конечно, угроза для печатной прессы, но в первую очередь это касается ежедневных
газет, которых с одной стороны прижимает телевидение, а с другой – Всемирная
сеть. Это приводит к тому, что ежедневные издания становятся все больше похожи
на еженедельники, которые в свою очередь приобретают черты ежемесячных изданий.
Но пока для еженедельных СМИ Интернет не является серьезной угрозой, поскольку
не может конкурировать по качеству и объему иллюстрирования, и это своего рода
охранная грамота. Пока.
Что касается
привлечения блоггеров, то у нас даже есть раздел, посвященный проблемам,
обсуждаемым в «Живом журнале». Кроме этого, если непосредственно перед сдачей
номера происходит какое-то серьезное событие, и в информационных агентствах еще
нет ничего по этому поводу, то мы используем информацию, фотографии и мнения
очевидцев, которые появляются в ЖЖ. Так что мнения блоггеров мы используем
весьма активно и очень благодарны им за оперативность.
– Какова рекламная политика
«Огонька»?
– Помимо
сотрудничества с рекламными агентствами мы сами активно занимаемся привлечением
рекламы. Недавно наш рекламный отдел был переформирован, и нам удалось собрать
профессиональную и амбициозную команду. Конечно, мы понимаем, что «Огонек» – не
площадка для рекламы класса «люкс», мы можем эффективно рекламировать продукцию,
рассчитанную на потребителей среднего класса. Именно так мы себя и
позиционируем, и именно таких рекламодателей стремимся привлекать.
– Что ждать читателям от «Огонька» в 2007
году?
– Мы будем
продолжать совершенствовать издание. Так, мы планируем переформировать концовку
журнала, усилить изобразительную составляющую, частично изменить макет, сделав
его более динамичным. Также мы обдумываем возможность запуска ежемесячного
приложения к журналу и планируем активно развивать такое направление нашей
работы, как «Библиотека “Огонька”». Надеюсь, что все эти изменения понравятся
нашим читателям
Елена
Балашова