Теперь
же компании выпускают для чтения внутри своих стен не только многочисленные
справочники и инструкции, но и газеты и журналы.
Глянцевые
и на простой бумаге, с текстами велеречивыми и попроще, они пытаются занять
внимание сотрудников. В чем назначение этих средств немассовой информации, кто и
как ими занимается?
Люди любят читать про себя
Идею
корпоративного издания нельзя назвать неожиданной и совершенно новой. На память
приходят и заводские многотиражки, и школьные стенгазеты и доски объявлений.
Хотя в руках хороших руководителей даже такие невинные формы работы с
коллективами становились весьма действенными инструментами, в большинстве
случаев, как мы все помним, это превращалось в не вызывающую уважения и
сочувствия обязаловку. Достаточно вспомнить полный противоречий пример со
стенгазетой из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: никто
не принимал бы этот лист ватмана всерьез, если бы друг не написал из-под палки
пасквиль на друга.
Чтобы
этого не случилось, нужно внимательно относиться ко всему, что связано с
производством корпоративного издания, в первую очередь к его содержанию, сочетая
программные заявления руководства с материалами, интересными рядовым
сотрудникам.
Ирина
Лимитовская, директор по маркетинговым коммуникациям и поддержке клиентов группы
«АльфаСтрахование» говорит: «В нашей газете — официальные заявления менеджмента,
ключевые сделки, важные для компании рыночные новости, новости в части
мотивационных и образовательных программ для персонала, реорганизации,
назначения, корпоративные праздники, достижения корпоративные и личные, проблемы
глобальные и частные.
Мы
стараемся много писать о людях: их увлечениях, важных событиях, жизненных
историях. Людям интересно читать о своих соседях по офису, а номера с
собственной фотографией многие хранят в рабочем столе».
Надежда
Доронина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Кондитерское объединение
„Сладко”», тоже замечает, что «люди любят читать про себя и своих коллег. Мы
даем „портреты” сотрудников, рассказываем о достижениях и юбилеях. Большой
популярностью пользуются интервью с руководством, особенно неформального
характера».
Коллективное сознательное
Чем
могут быть полезны газеты, наполненные историями о трудовых буднях, когда они и
так у всех перед глазами? Зачем читать сообщения от руководства — оно и так в
любой момент может появиться и сказать все, что считает нужным? Директор
департамента по работе с клиентами консалтинговой группы СЭТ Анна Уланова
говорит о смысле существования корпоративной прессы так: «Классики
марксизма-ленинизма, к цитатам из которых сейчас относятся с иронией, все же
были правы во многом, и слова Ленина о том, что газета — это коллективный
организатор и агитатор, очень правильны. Газета становится организатором уже при
разработке ее концепции: люди объединяются, начинают обсуждать жизнь
организации, идет внутрикорпоративная коммуникация, но общение происходит не по
поводу работы вообще, не по поводу вчерашнего футбола, а по поводу задач,
стоящих перед компанией и коллективом». При этом, замечает Анна Уланова, очень
важно, что газета является неформальным организатором: мысль, выраженная не
высокопарным стилем, а близкими и понятными словами, снимает барьеры, создает
общность, единство в компании.
Последняя
задача тем важнее, чем больше коллектив.
В
пределах одной комнаты корпоративный дух сохранить относительно легко, а вот как
это сделать в компании с филиалами в нескольких регионах? Надежда Доронина
рассказывает, что «в объединении „Сладко” две фабрики, и газета является
связующим звеном: сотрудники внимательно следят за событиями, происходящими у
коллег. Газета представлена в специально отведенных местах на проходной и
пользуется большой популярностью».
Впрочем,
ошибочной была бы и мысль, что маленьким коллективам своя газета не нужна.
Конечно, для многих небольших компаний газета стала бы слишком дорогим
инструментом сохранения корпоративного духа— им можно порекомендовать как
следует поработать над своим интернет-сайтом, превратив его в электронное СМИ.
Марианна Сливницкая, исполнительный директор компании Begin Group утверждает,
что «внутрикорпоративные СМИ имеют не меньшее значение и в небольших компаниях,
хотя они редко встречаются там, где работает менее ста сотрудников.
Они
особенно актуальны при росте компании, когда появляется структура отделов и
строятся различные нормы и процедуры. Именно в этот момент очень часто бывает
так, что некоторые сотрудников не знают о том, что делают их коллеги и
оказываются „выключенными” из жизни компании. Такое может обнаружиться слишком
поздно, когда эти люди уходят из компании».
Возможный
уход из компании — частный случай нелояльного отношения сотрудников к интересам
компании. Упрочение отношений между компанией и отдельными сотрудниками — это
одно из направлений, в котором должны работать корпоративные издания. И это
часто становится почвой для упреков в необъективности, в стремлении сглаживать
острые углы, даже манипулировать людьми. «Конечно, есть и такие издания— говорит
Ирина Лимитовская.— Но дать нужную информацию — не значит дезинформировать.
Кроме того, неактуальную и тенденциозную газету никто не будет читать».
Призвание варягов
Однако
содержание — это не единственная проблема, которую требуется решить при создании
корпоративной газеты.
В
конце концов, речь идет о материальном продукте — еще одном продукте компании, и
кто-то должен заниматься им.
Чаще
всего ответственность за этот продукт возлагается на HR-департамент или на
PR-отдел, так как они лучше остальных осведомлены о новостях и изменениях в
компании, лучше понимают цель и специфику этой работы, а также именно для них
корпоративные издания представляют интерес как инструмент.
Однако
зачастую у них нет ни времени, ни подходящей квалификации для того, чтобы
писать, редактировать, фотографировать, рисовать и т. д.
Так
что непосредственно работой с содержанием могут заниматься уже не сотрудники
этих отделов, а нанятые журналисты. Печатный процесс чаще всего отдается
сторонним компаниям — так, как это делается в ОАО «Кондитерское объединение
„Сладко”»: «У нас за газету и поиск новостей отвечает один человек— менеджер по
связям с общественностью. Дизайн, верстку и печать издания мы доверяем
профессионалам внешней компании. Пишут для газеты сотрудники отдела
корпоративных отношений. А идеи для материалов часто дают сами работники».
В
«АльфаСтраховании», рассказывает Ирина Лимитовская, довольно значительный объем
работы над газетой выполняется вне компании. «Весь пишущий штат газеты „КомпАС”
— это сотрудники PRагентства, работающего на аутсорсинге. За HR-департаментом—
наполнение газеты фактами и общая ответственность за проект. За блоком
маркетинга — производственные и организационные вопросы, креатив. Вот в таком
постоянном продуктивном столкновении интересов и рождаются читаемые
корпоративные издания».
Понятно,
что сотрудникам компании сложно уделять много внимания работе над корпоративным
изданием. И нет ничего удивительного в том, что внутренние органы печати
работают с помощью извне. Однако важно соблюсти пропорции, говорит Анна Уланова:
«В создании такого издания обязательно должны участвовать PR-менеджер и
HR-департамент, но самое главное, что там обязательно должен звучать голос самих
сотрудников компании. Если в издании становится слишком много „варяга” —
редактора или журналиста, могут начаться проблемы.
Редактор издания не должен становиться конкурентом
топменеджмента в борьбе за умы людей, он должен быть проводником мыслей и
стремлений руководства».
Александр
ОСТРОГОРСКИЙ
Другие
публикации газеты
«Бизнес»
читайте
на
сайте
www.b-online.ru.