– Сейчас на медиарынке существует огромное
количество всевозможных конкурсов. Как и когда возникла идея оценивать обложки
печатных СМИ?
– Идея создания «Обложки года» возникла у меня во
время проведения другого конкурса – «Рекламный образ года», в рамках которого
существовала специальная номинация «Фотообраз». В ней в том числе участвовали и
обложки журналов. Причем не просто участвовали, но и побеждали. Например,
обложки L’Oficiel и «ОМ». Когда наступил переломный 1998 год, реклама «замерла»,
а вот журналы по-прежнему продолжали выходить. Так и родился конкурс «Обложка
года». Его подготовка длилась два года, и в 2000 году он стартовал. С 2003 года
конкурс проходит под эгидой правительства Москвы, а председателем
координационного совета по организации конкурса является бывший вице-мэр Валерий
Шанцев.
– Почему вы проводите конкурс, посвященный именно внешней
стороне издания?
– Обложка – это лицо издания. У журналов
существуют некие критерии качества, и в данном случае оценивается его
дизайнерская сторона. Оценивать «внутренности» тяжело и, думаю, не очень
продуктивно. Лучшее издание выберет читатель – своей покупкой.
–
Существуют ли аналогичные конкурсы или это ваше ноу-хау?
– О
таких конкурсах я ничего не знаю – может быть, они и есть, но чисто
профессиональные. Ноу-хау нашего конкурса – это уникальная церемония
награждения, в которой участвуют звезды, а призы получают не только издания, но
и «лица с обложек». Это сразу придало конкурсу статус «светского мероприятия».
Церемония проходит в разных местах: в театрах (например, в «Новой опере» или
«Моссовете»), в цирке на Ленинских горах... Но всегда это яркое захватывающее
зрелище, которое запоминается надолго.
– Конкурс позиционируется
как международный. Что стоит за этим понятием?
– В конкурсе
может принять участие любое издание, которое заинтересовано в позиционировании
на нашем рынке. Так, в нем уже принимали участие журналы из Англии, Америки,
Германии, Финляндии, Венгрии, Польши и других стран.
– Что
необходимо для того, чтобы принять участие в «Обложке года»? И можно ли
представить на конкурс несколько обложек одного издания или обложки разных
изданий от одного ИД?
– Для того, чтобы стать номинантом
«Обложки года», нужно всего лишь ознакомиться с правилами участия, заключить
договор и предоставить обложки в необходимом формате… Участие в конкурсе
платное, но плата – очень демократичная. В конкурсе может принять участие любое
издание. От каждого издания на конкурс может быть представлено не более шести
обложек.
– В конкурсе могут принять участие только журналы или
газеты тоже?– В конкурсе есть и номинация «Газетные издания».
Среди победителей прошлых лет – «Московский комсомолец», «Собеседник»,
«Аргументы и Факты», «Мир новостей».
– Сколько участников обычно
бывает? И какой российский город наиболее активен?
– Обычно
число номинантов колеблется в пределах 200; при этом количество обложек – от 500
до 900. Но дело не в количестве, а в их качестве. А самые активные города –
Екатеринбург и Челябинск. Вообще, в этом году региональные издатели меня
поразили – их обложки очень часто намного лучше столичных.
–
Может ли одно издание стать победителем в нескольких
номинациях?
– Нет.
– Если редакция выдвигает на
конкурс издание, не попадающее ни под одну номинацию, можете ли вы создать
новую?
– Да, если количество изданий в данном формате будет не
менее 10–15.
– Может ли издание-победитель принять участие в
конкурсе на следующий год?
– Конечно, но только с новыми
обложками.
– Насколько компетентно жюри конкурса и кто входит в
его состав? Какие призы ожидают победителей?
– В жюри входят
ведущие рекламодатели года, представители профильных госструктур и электронных
СМИ. Для победителей конкурса ювелирным домом «Петр Привалов» изготовлены
уникальные призы – «Золотые циклопы». Символическим воплощением идеи конкурса,
выраженной в призах, был выбран циклоп как один из самых загадочных персонажей
древней мифологии. Призы изготовлены из бронзы с золотым покрытием и
драгоценными камнями.
– Как вы думаете – что дает издателям
победа в вашем конкурсе?
– Я считаю так – если издание участвует
в конкурсе из года в год, значит, это ему зачем-то нужно. Но точно знаю, что
многие издания используют наш приз в рекламных целях.
– Не
секрет, что обложка является важным движущим фактором для распространителей. На
ваш взгляд, как влияет обложка издания на его продаваемость?
–
Напрямую. По обложке встречают и очень часто покупают.
– Как вы
продвигаете ваш конкурс?
– О конкурсе пишут все
издания-участники, издания-партнеры, запущена радиореклама, существует
телеверсия проекта. Кроме того, круглый год осуществляется интернет-поддержка, в
частности, на сайте конкурса (
www.oblojka.ru), где не только размещена общая
информация, но и проходит онлайн-голосование за лучшую обложку. Кстати, по
данным компании e-Style ISP, за последние два месяца сайт посетили 20 тыс.
человек.
– Вы награждаете конкретную обложку конкретного номера
или издание/издательский дом?
– Есть разные призы. Главная
номинация – это, конечно, награждение обложки, но есть и специальные призы,
которыми награждаются премьерные издания, конкретные «лица с обложек» или те
издания, у которых «юбилей». Надеемся, что и в этом году конкурс станет одним из
главных массовых событий для профессионалов, ведь на нем собираются обложки,
которые вызывают интерес не только у читателя, но и у специалиста с точки зрения
новых идей.
Справка:
Номинации конкурса «Обложка
года»:
– «Общественно-политические и деловые издания»;
–
«Развлекательно-познавательные издания»;
– «Архитектура, дизайн,
недвижимость, ландшафт»;
– «Молодежные издания»;
– «Мужчины и их
увлечения»;
– «Мир женщины: семья, мода, красота, хобби»;
–
«Специализированные издания»;
– «Активный отдых, путешествия и спорт»;
–
«Лучший веб-сайт»;
– «Детские издания»;
– «Газетные
издания».
Юлия ВОЛОДИНА