МА: Расскажите, пожалуйста, об
истории создания ИД «Секрет Фирмы», как вообще возникла идея стать издательским
домом?
Ю.Кацман: Проект «Секрет Фирмы» стартовал в 2001 году в
издательском доме «Коммерсантъ». Тогда «Секрет фирмы» выходил как ежемесячное
приложение к журналу «Коммерсантъ-Деньги» и также как и сейчас был посвящен
технологиям современного бизнеса. По прошествии года команда, которая делала
приложение, приняла решение выкупить брэнд «Секрет фирмы» у «Коммерсанта».
МА: А кто входил в команду?
Ю.Кацман:
Непосредственно сделкой занимались я и мой партнер Юрий Калашнов, плюс
редакция и маркетинговая служба. Сделка с «Коммерсантом» была завершена, и с
сентября 2002 года «Секрет фирмы» начал выходить как самостоятельное издание,
сначала раз в две недели, а с этого года – еженедельно. В конце 2003 года мы
начали думать о развитии, увеличении количества изданий, так возникла идея
«вырасти» до издательского дома, чтобы иметь возможность позиционироваться в
разных нишах. В сентябре 2004 года «Секрет фирмы» стал издательским домом. Мы
долго искали партнеров и, в конце концов, нашли их. У нас появился третий
партнер - Александр Локтев, который с октября занял пост генерального директора
нашей компании.
МА: Какая база была необходима для создания
Издательского дома?
Ю.Кацман: Мы
сами осуществляем все виды издательской деятельности, кроме полиграфии.
Рекламная служба у нас собственная, препресс (все, что связано с предпечатной
подготовкой издания: верстка, обработка иллюстраций и т.д.) у нас тоже есть.
Распространение ведется собственными силами, этим занимается наша дочерняя
компания «Секрет фирмы. Агентство подписки и розницы». Есть у нас и собственный
бэк-офис – бухгалтерия, юридическая и кадровая службы. К аутсорсингу мы
прибегаем только для печати и экспедирования.
МА: Что изменилось с
того времени, как «Секрет Фирмы» получил статус издательского дома? Какова была
реакция аудитории и рекламодателей?
Ю.Кацман:
Существует внутренняя экономика издательского процесса. Расходов
довольно много, прежде всего – административные. Для того, чтобы вести
качественную деятельность, полностью соблюдая действующее в стране
законодательство (ведь мы «белая» компания), нужно содержать бэк-офис,
бухгалтерию, юристов и т.д. При наличии одного издания все расходы –
административные и коммерческие – целиком ложатся на него. При наличии большего
количества изданий эти расходы распределяются, что улучшает внутреннюю экономику
каждого.
Есть коммерческие основания для того, чтобы принимать решение о
выпуске тех или иных журналов. Прежде всего, они связаны с сегментами аудитории
и рынком рекламы. Наши издания устроены таким образом, что основной доход каждое
из них должно получать от рекламы, а не от продажи тиража. Поэтому для нас очень
важны перспективы на рекламном рынке. Мы должны быть интересны рекламодателю и
нашей аудиторией, и нашей тематической направленностью. После тщательного
анализа рекламной привлекательности, а также массы других факторов, была
выстроена линейка стартовых изданий: журналы «Секрет фирмы», «Все ясно», «Имеешь
право» и газета «Бизнес». Мы считаем, что эта линейка расширяет наши возможности
на рекламном рынке не только за счет того, что мы добавляем аудиторию к уже
существующей у журнала «Секрет фирмы», но и за счет расширения тематики наших
изданий.
Это преамбула к ответу на ваш вопрос.
Читатели журнала «Секрета
фирмы» пока о новых проектах знают ровно столько, сколько и все остальные.
Кто-то из них получил первые номера «Все ясно», кто-то – «Имеешь право», кто-то
– «Бизнес». При этом все издания, конечно, будут распространяться не только
среди читателей журнала «Секрет фирмы», иначе это будет просто бессмысленно. Как
на это реагирует читательская аудитория… она реагирует на это индифферентно,
ведь с самим журналом «Секрет фирмы» ничего не произошло. Наверное, они рады за
нас, рады, что мы стали выпускать что-то новое, но не более того. «Секрет фирмы»
удовлетворяет конкретные информационные потребности этой аудитории, и не факт,
что эти же люди будут интересоваться остальными журналами. Первые отзывы,
которые мы получили от рекламного рынка и рынка распространения, были достаточно
позитивны. Они вселяют в нас уверенность, что мы делаем все правильно.
Результаты продаж, которые показал журнал «Все ясно», нас также вполне
удовлетворили. Все планы по темпам увеличения поставок и покрытию рынка
распространения мы сейчас выполняем.
Первые недели существования в качестве
издательского дома, показали, что в новом статусе «Секрет фирмы» ничего не
теряет, а даже наоборот – приобретает, в соответствии со сделанными нами
прогнозами.
МА: Помимо выпуска журналов, ИД «СФ» занимается еще
организацией конференций. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих
проектах. Ю.Кацман: Конференции и семинары жестко
привязаны к контенту журнала «Секрет фирмы». Для СФ это хороший дополнительный
инструмент продвижения и коммуникации с аудиторией. Кроме того, это просто
доходные проекты. Еще один мотив организации конференций - очень часто мы
получаем там интересный и полезный контент для журнала. Некоторые конференции мы
делаем сами. Есть еще партнерские мероприятия. Здесь мы выступаем в разных
статусах: соорганизатора, информационного спонсора и т.п. Всякий раз, берясь за
то или иное мероприятие, мы отвечаем на вопрос, зачем нам это нужно: хотим ли мы
привлечь дополнительную аудиторию, или рассказать о чем-то важном, или
заработать денег, или получить все это сразу. Сейчас партнерских и собственных
конференций у нас примерно поровну. Хотя, безусловно, с точки зрения
целесообразности, собственные конференции предпочтительней.
Что касается
остальных изданий, то по каждому из них будут организовываться различные
мероприятия, не обязательно конференции или семинары.
МА: Сейчас нет
единого сайта ИД СФ, планируется ли его создание в ближайшем
будущем?
Ю.Кацман: У каждого из наших изданий
будет свой интернет-сайт. Сейчас в тестовом режиме работает сайт журнала «Имеешь
право» (www.ip-online.ru). Он запущен и развивается. Уже два года работает сайта
«Секрета фирмы», адрес прежний - www.sf-online.ru. Работа над сайтами остальных
изданий сейчас находятся на стадии завершения. Думаю, что ближе к Новому году,
мы все запустим. Что касается общего, объединяющего портала, то он тоже будет,
но он для других целей – это скорее инструмент коммуникации с нашими партнерами
(рекламодателями, распространителями), но не с читателями. Безусловно, он будет
содержать ссылки на сайты всех изданий, но мы не рассчитываем на то, что на него
будут заходить как на главную страницу. Все-таки сайт издательского дома – это
скорее корпоративная вещь.
МА: Сколько времени понадобилось на
подготовку выпуска новых изданий?
Ю.Кацман:
Все новые издания мы готовили к запуску параллельно. Если взять за
отправную точку март 2004 года, когда уже были готовы концепции, то до запуска
«Все ясно» прошло полгода, «Имеешь право» - семь месяцев, газеты «Бизнес» -
восемь. Если считать с момента возникновения задумки, то здесь по-разному, в
среднем – около года. «Секрет фирмы» структурно был готов к тому, чтобы
запускать издания быстро.
МА: Каковы основные проблемы, с которыми
приходится сталкиваться в работе издательского дома, и как с ними справляется ИД
«Секрет фирмы»?
Ю.Кацман:
Сейчас, на этапе запуска, трудно говорить о проблемах – многие
процессы, связанные с новыми изданиями, не до конца отлажены, и они периодически
дают какие-то сбои. Я подозреваю, что нам нужно будет научиться правильно
распределять время коммерческих служб. Раньше у коммерческой дирекции было одно
издание, теперь их четыре. И надо следить за каждым, уделять одинаково много
времени продвижению и т.д. Навыка концентрации внимания на нескольких изданиях у
нас пока нет, он приобретается в процессе работы. Много информации к размышлению
дадут первые результаты анализа аудитории, которые покажет Gallup по новым
изданиям. Плюс очень много информации дают фокус-группы, которые мы сейчас
проводим. Надо знать, «попадаем» ли мы в нашего читателя. Это большая работа, и
это не проблема, а скорее задача, которую надо решить. Что касается общей
проблемы на старте такого количества изданий – это простая нехватка времени.
Время – самый ценный ресурс, которым мы сейчас не обладаем в достаточной мере.
Все остальное вроде в порядке. Модель издательского дома дает грандиозные
возможности для того, чтобы правильно управлять изданиями как медийными
активами. У нас появилась возможность пакетировать предложения для
рекламодателей, выпускать дополнительные приложения, объединяя разные издания
для того, чтобы удовлетворять смежные потребности разных аудиторий, - то есть
масса всяких вариантов, с которыми можно и нужно работать.
МА: Помимо
уже существующих четырех изданий, планируете ли вы еще что-либо
выпускать?
Ю.Кацман: Ну, в этом году уже точно
нет. Со временем – может быть. Пока конкретных планов на будущий год нет, но
есть идеи. Вряд ли они будут связаны с созданием новых продуктов, скорее всего -
с покупкой уже существующих, либо с получением лицензий на западные издания.
Шарова
Екатерина